Кармен Р.Л. [«Суд народов»] = «Нюрнбергский процесс». (Краткий план-схема построения фильма)

Октябрь 1945 г.

Российский государственный архив литературы и искусства

Ф. 2989. Оп. 1. Д. 8. Л. 1–4.

Подлинник. Машинопись с правкой и подписью автора.

Указатели и теги

Нюрнбергский процесс

(Краткий план-схема построения фильма).

Был самый тяжелый момент в истории Отечественной войны. Момент величайшего напряжения сил, чувств и воли советского народа: немцы подошли к нашей Москве.

Мне хочется именно с этого начать фильм о суде народов над вождями национал-социализма, фильм о крахе фашизма.

Они были под Москвой.

Сурова и прекрасна была наша Москва в эти дни.

Молчаливый величественный Кремль, окутанный пеленой морозных туманов.

Конный патруль. Ежи и баррикады. Мужественная тишина пустынных улиц.

В эти дни говорил Сталин:

«И эти люди, лишенные совести и чести, люди с моралью животных имеют наглость призывать к уничтожению великой русской нации, нации Плеханова и Ленина, Белинского и Чернышевского, Пушкина и Толстого, Глинки и Чайковского, Горького и Чехова, Сеченова и Павлова, Репина и Сурикова, Суворова и Кутузова!»

Гитлер готовился тогда к параду своих банд на Красной площади. На весь мир кричал он в октябре 41 года: «Сегодня я могу сказать, что враг уже разбит и никогда не восстановит своих сил…»

Немцы стояли под Москвой.

А мы в эти дни верили, что победим.

Советский народ, ведомый Сталиным, верил в то, что победа будет за нами, что мы будем в Берлине.

И после этих кадров осажденной Москвы, которую немцы разглядывали в полевые бинокли…

БЕРЛИН. РЕЙХСТАГ.

Над рейхстагом реет знамя победы.

Третий раз русские войска пришли в Берлин.

Красная армия разгромила армию Гитлера.

Руины Берлина.

Сдаются в плен последние колонны немецких солдат. Сдаются в плен офицеры и генералы.

Сдается в плен – у него белая повязка на рукаве – Геринг.

Ведут Кейтеля по полю темпельгофского аэродрома.

Они пойманы.

Пустой зал суда. Тишина.

Здесь в этом зале Международный Военный Трибунал будет судить банду презренных авантюристов, главарей прусской военщины и немецкой промышленности, захватившую власть в Германии.

Небольшой зал суда.

Скамья подсудимых. Стол трибунала.

Папка – обвинительное заключение.

Их ведут из тюрьмы.

Геринг. Риббентроп. Кейтель. Гесс. Розенберг. Крупп…

Заполненный зал суда.

Красноармеец. Его имя, отчество, фамилия. Он воевал в Сталинграде, на Днепре, брал Берлин. Он охраняет здание суда.

СУД ИДЕТ!

Зал встает. Поднимаются и стоят навытяжку подсудимые.

В первую очередь мы показываем советских представителей на суде.

СУД ИДЕТ!.. Все человечество в лице Международного военного трибунала будет судить Геринга и Кейтеля, Папена и Круппа, Шахта и Гесса…

Слишком мал этот зал суда. Здесь незримо присутствуют миллионы людей.

Они ждут. На неостывших еще пепелищах – осиротевшие дети. Матери, потерявшие детей. Калеки. Высохшие обескровленные люди…

СУД ИДЕТ!..

Обвинительное заключение.

Первый раздел обвинительного заключения. «Общий план или заговор».

Этот раздел формулирует преступления гитлеровской партии в процессе ее возникновения с 1921 года.

Гитлеровскую партию товарищ Сталин назвал партией «наиболее хищнических и разбойничьих империалистов среди всех империалистов мира, партией «врагов демократических свобод», партией «средневековой реакции и черносотенных погромов». О Гитлере и его клике товарищ Сталин сказал, что они «являются цепными собаками немецких банкиров».

Кадры суда, где читается обвинительное заключение, мы перебиваем документальными кадрами, иллюстрирующими преступления нацистской партии как центра общего плана или заговора:

Первые шествия коричневорубашечников – Мюнхен. Бандиты выходят на большую дорогу. Так выходили на мокрые дела черносотенцы погромщики. Они идут с ножами за поясом Впереди колонны – Гитлер, Геринг, Гесс.

Горит Рейхстаг, подожженный Герингом…

Зарево горящего Рейхстага послужило сигналом к массовому террору…

Первые лагеря. Дахау…

Над миром нависла мрачная туча фашизма.

Захватив власть в Германии, нацисты начали готовиться к осуществлению широких своих планов мирового господства.

Австрия. Чехословакия. (Мюнхен…)

1 сентября 1939 года германские войска вторглись в Польшу. Агрессивная война, подготовленная нацистскими заговорщиками путем нападения на Австрию и Чехословакию, переросла и была активно начата их нападением на Польшу.

В 1940 году немецкие вооруженные силы вторглись в Данию, Норвегию, Бельгию, Нидерланды, Люксембург. В апреле 1941 года – Югославия, Греция.

22 ИЮНЯ 1941 ГОДА ГИТЛЕРОВСКИЕ ЗАГОВОРЩИКИ ВЕРОЛОМНО НАРУШИЛИ ПАКТ О НЕНАПАДЕНИИ МЕЖДУ ГЕРМАНИЕЙ И СССР, БЕЗ ОБЪЯВЛЕНИЯ ВОЙНЫ НАПАЛИ НА СССР.

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ, посвященный военным преступлениям нацистов, перечисляет неслыханные зверства их в отношении гражданского населения на оккупированных территориях. Подавляющая часть этого раздела посвящена преступлениям гитлеровцев на территории Советского Союза.

На экране проходят страшные кадры, иллюстрирующие эти небывалые в истории злодеяния.

Массовые убийства. «Зоны пустыни». Искалеченные дети. Снесенные с лица земли города и села.

Массовый угон людей в рабство.

Зверства в отношении военнопленных.

Герман Геринг сказал когда-то: «Убивайте каждого, кто против нас, убивайте, убивайте, не вы несете ответственность за это, а я…»

Из страшных рвов протягивают свои руки к убийце, сидящему на скамье подсудимых, миллионы замученных жертв.

Он бродил по залитой кровью Европе в ослепительных своих мундирах, этот убийца, разбогатевший на Освенцимах и Майданеках, на разграбленных сокровищах порабощенных народов.

В 1942 году товарищ Сталин сказал:

«ИХ ИМЕНА ИЗВЕСТНЫ ДЕСЯТКАМ ТЫСЯЧ ЗАМУЧЕННЫХ ЛЮДЕЙ. ПУСТЬ ЗНАЮТ ЭТИ ПАЛАЧИ, ЧТО ИМ НЕ УЙТИ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СВОИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И НЕ МИНОВАТЬ КАРАЮЩЕЙ РУКИ ЗАМУЧЕННЫХ НАРОДОВ».

Час возмездия настал Как жалки эти бандиты, сидящие на скамье подсудимых в ожидании сурового неминуемого приговора

При допросе подсудимых мы даем вкратце эпизоды их биографий.

Наглые, самоуверенные, сверкающие орденами и регалиями, как непохожи они на эту жалкую шайку, ожидающую приготовленной для всех их веревки…
 

Мы еще не знаем, как будет проходить процесс. Поэтому трудно сейчас обрисовать приближенно подробную схему работы съемочной группы по документации всего хода суда.

В процессе съемок будут рождаться приемы монтажа будущего фильма, будет возникать необходимость нахождения тех или иных фильмотечных кадров, которые в широком применении метода сопоставлений и публицистических обобщений помогут нам с максимальной выразительностью отразить в фильме большую тему справедливого возмездия.

Мы должны в этом фильме подчеркнуть великую роль, которую сыграл наш советский народ в деле окончательной победы над фашизмом. Только благодаря великим жертвам и усилиям нашего народа, благодаря Красной армии, банда фашистских палачей оказалась на скамье подсудимых. Их будут судить народы мира. Но первое слово по праву будет принадлежать советскому народу, который вынес на своих плечах основную тяжесть борьбы с фашизмом.

Во имя человечности, во имя счастья грядущих поколений обрушится справедливый судебный приговор на тех, кто попирал самые элементарные законы человеческой морали. И фильм должен отразить великую радость мира, который облегченно вздохнет, избавленный от фашистской нечисти.

Концовка фильма должна быть радостной и оптимистичной. Советские люди в дни самых тяжелых испытаний верили, что сбудутся слова товарища СТАЛИНА, который в самый разгар Великой Отечественной войны говорил:

«НАШ НАРОД НЕ ПРОСТИТ ЭТИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЕМЕЦКИМ ИЗВЕРГАМ. МЫ ЗАСТАВИМ НЕМЕЦКИХ ПРЕСТУПНИКОВ ДЕРЖАТЬ ОТВЕТ ЗА ВСЕ СВОИ ЗЛОДЕЯНИЯ!»

Цветение обновленной земли. Улыбки наших детей. Радость народа, уверенного в своих силах, в счастливом будущем. Этой темой должны быть проникнуты заключительные кадры фильма, утверждающего, что фашизм как система, как смертельный враг всех народов мира, разоблаченный и ненавистный, должен быть сметен с лица земли.
 

Октябрь 1945 г.

Р. Кармен

Москва

См. также:
1946 г.
Российский государственный архив кинофотодокументов
Арх. № 5450.

Центральная студия документальных фильмов (ЦСДФ).

Режиссеры Р. Кармен, Е. Свилова.

Операторы Р. Кармен, Б. Макасеев, С. Семенов, В. Штатланд.

Продолжительность – 35 мин. 11 с.