Из протокола конференции под председательством рейхсмаршала Г. Геринга об экономической политике на оккупированных территориях СССР

16 сентября 1941 г.

Государственный архив Российской Федерации

Ф. Р-7445. Оп. 2. Д. 168. Л. 26–30.

На немецком языке.

Перевод с немецкого языка К.А. Филимоновой.

Опубл.: Trial the Major War Criminals before the International Military Tribunal. Nuremberg 14 November 1945 – 1 October 1946. Vol. XXXVI. Nuremberg, 1949. P. 105–109.

16 сентября 1941 г. Из протокола конференции под председательством рейхсмаршала Г. Геринга об экономической политике на оккупированных территориях СССР.
 

Штаб связи Верховного командования вермахта/

Управление военной экономики и вооружений,

Под руководством Рейхсмаршала

Совершенно секретно
 

Экономические показатели за отчетный период с 15.08. до 16.09.1941
 

За отчетный период обсуждения по военно-экономическим или общеэкономическим вопросам состоялись лишь 15 и 16 сентября. Принципиально новые предложения в основном не были сделаны, соответственно никаких записей об этом не было сделано.

На встрече с рейхскомиссаром Лозе (Остланд) и позже с гауляйтером д-м Мейером (Рейхсминистерство по делам восточных территорий) вновь обсуждались точки зрения по колхозному вопросу и было указано, что работа рейхскомиссаров должна в самую первую очередь способствовать развитию немецкой военной экономики. Этой идее должны быть подчинены все мероприятия. По этой причине он (Рейхсмаршал) поручил вооруженным силам, к примеру, перевозку металлообрабатывающего оборудования в тыл. Аналогичным образом, вооруженные силы в соответствии с инструкциями занимаются поисками и регистрацией сырья, полуфабрикатов и т.д. Что касается организации в дальнейшем производства, определяют рейхскомиссары, причем все их действия должны способствовать укреплению германской военной экономики во всех сферах, особенно в оружейной и продовольственной.

На заседании 16 сентября, которому предшествовало краткое предварительное заседание 15 сентября, присутствовали:

Рейхсмаршал,

Государственный секретарь Бакке, (Ведомство четырехлетнего плана)

Генерал ВВС Госрау (административный отдел, Главное командование ВВС)

Генерал-лейтенант фон Зейдель (генерал-квартирмейстер, Главное командование ВВС)

Генерал-лейтенант Остеркамп (Управление продовольственного снабжения)

Генерал-лейтенант Вендерслебен (Управление продовольственного снабжения)

Полковник Бэнч (генерал-квартирмейстер Главное командование сухопутных войск)

Министериальдиректор Рикке (экономический штаб «Восток», Ведомство четырехлетнего плана и «Восточное министерство»)

Генерал-майор Нагель (орган связи между Верховным главнокомандованием вермахта и Управлением военной экономики и вооружений)

Министериальдиректор д-р Гёрнерт (Рейхсмаршал)

Капитан службы генерального штаба ВВС фон Браухич (Рейхсмаршал)
 

В этой дискуссии, предметом которой было обсуждение наилучшего использования оккупированных территорий для немецкой пищевой промышленности, Рейхсмаршал указал следующее: Кажется, что вооруженные силы требуют слишком много продовольствия от Германии, особенно это касается консервной продукции. Войска, развернутые на восточных оккупированных землях, необходимо также обеспечивать табачными изделиями, шоколадом, сушеными овощами и т.д. Если это не удается, например, из-за плохой организации из-за учета интересов местного населения, из-за транспортных проблем или просто из удобства, поскольку использовать консервы проще, эти причины должны быть устранены. Ни при каких обстоятельствах я не дам разрешения на увеличение поставок из Германии, так как это приведет к дефициту поставок для гражданского населения Германии, особенно в поставках мясной продукции. Я не дам своего согласия на подобное ни при каких обстоятельствах.

Это может нанести ущерб настроениям в Германии и вселить неуверенность. Родина уже достаточно настрадалась (бомбардировки, растущие потери, слишком медленное продвижение на Восточном фронте, кроме того, эта война является уже второй войной для этого поколения). Вражеская пропаганда получила превосходное оружие. Она работает над тем, чтобы внушать населению оккупированных территорий постоянно требовать больше продовольствия, прятать запасы, не сдавать продовольствие и т.д., при этом повсеместно, не в последнюю очередь на родине, возникают продовольственные трудности и плохое настроение в сочетании со снижением морального духа.

Очевидно, что необходимо грамотное перераспределение продовольствия.

Продовольственные запасы распределяются следующим образом: в приоритете находится обеспечение действующей армии, а затем – остальные войска, находящиеся на вражеской территории. После них идут войска на территории Германии, затем немецкое гражданское население, и только потом – население оккупированных территорий.

Принципиально, на оккупированных территориях должны обеспечиваться только те, кто работает на нас. Даже если бы кто-то и хотел прокормить всех остальных жителей вновь оккупированных территорий, никто не мог бы этого сделать. Таким образом, это ошибочно лишать население продовольствия. Если войска будут изымать его здесь, потребуются дополнительные поставки из Германии. Норвежцы и голландцы, которые всегда недружелюбно к нам относятся, также не должны так хорошо обеспечиваться; они остаются равнодушными, даже если их лучше кормят. К тому же норвежцы до сих пор не приложили достаточно усилий, чтобы поставлять нам обещанную рыбу. Поэтому до выполнения всех их обещаний мы должны ограничить обеспечение продовольствием этих территорий. В районах, где имеет место саботаж, мы должны также ввести некоторые продовольственные ограничения.

С другой стороны, нельзя не признать, – и у меня есть такая информация – что войска, расположенные на оккупированных территориях могли бы экономить. У солдат всегда есть аппетит, если есть продовольствие – они едят, даже если в этом нет необходимости. Отсюда происходят дополнительные реквизиции свиней и коров по сомнительным документам или без них. Если речь идет об армейских подразделениях, участвующих в операциях, то здесь можно не всегда придерживаться правила, это не так бросается в глаза. Тем не менее, я возражаю против какой-либо дополнительной реквизиции или покупки остальными войсками, если не существует недостатка в снабжении. Об этом должны позаботиться все служебные инстанции, иначе с оккупированных территорий будет производиться ненужное дополнительное снабжение без разгрузки родины. Войска должны быть приучены к экономии и порядку.

Когда речь идет о продовольственном обеспечении большевистских пленных, мы не связаны никакими международными обязательствами, в отличие от продовольственного обеспечения прочих пленных. Поэтому количество выделяемого на них продовольствия может зависеть только от результатов их труда на нас.

Должны быть ограничены поставки овса для кормления армейских лошадей. В больших нормах нет необходимости. Лошади должны быть частично переведены на кукурузный и другие виды кормов, чтобы изнурительно работающие лошади в Германии не страдали от недостатка овса. Безусловно, необходимо сократить поставки овса из Германии в восточные земли.

Также я не даю своего согласия на набор лошадей для военных нужд из Германии. Я имею в виду мелкорослых крестьянских лошадей, которые могут обходиться практически без овса. В случае нужды армия должна использовать лошадей с оккупированных восточных территорий.

При использовании крупного рогатого скота на оккупированных территориях основное внимание должно уделяться не обеспечению продовольствием местных жителей или восстановлению мясной промышленности, а максимально возможному и надлежащему использованию скота для поставок свежего мяса и особенно для производства продуктов длительного хранения. Для этого потребуются особые меры.

Затем рейхсмаршал распорядился обсудить практические меры в связи со сложившейся ситуацией. Из этого следует подчеркнуть:

l.) Запасы зерна не должны оставаться в руках населения, а должны быть как можно скорее учтены, складированы, тщательно сохранены и обеспечены охраной.

2.) Необходимо выяснить наличие крупного рогатого скота. Следует предполагать и многократно установлено, что пропавшие из деревень животные находятся в лесу или возле взлетно-посадочных полос и военных казарм. Когда эти животные не используются для поставок свежего мяса, их в основной своей массе необходимо зарезать для переработки в продукты длительного хранения.

3.) Для учета скота должны быть привлечены немецкие торговцы, которые с каждой поставки получают плату в натуре скотиной. (Оплата должна производиться в соответствии с общепринятыми директивами).

4.) Должны быть немедленно расширены возможности для убоя и обработки скота (см. пункт 2). Для этого министерство продовольствия Рейха должно привлекать гражданских мясников, имеющих убойное и перерабатывающее оборудование. Неработающие сейчас немецкие мясные заводы также должны быть перемещены на восточные территории.

5.) Для перевозки крупного рогатого скота и дальнейшего производства готовой продукции должны использоваться специальные грузовики от генерала-квартирмейстера. Первоначально будет предоставлено около 1200 грузовиков. Министериальдиректор Рикке из экономического штаба «Восток» выступит с предложениями по их использованию в районе проведения военных операций.

6.) Поскольку вместительность мясных заводов (таких, как Майстас в Oстланде) оказалась слишком низкой, живой крупный рогатый скот должен быть транспортирован в Германию. Начальник по перевозкам пообещал предоставить транспорт.

7.) Поскольку учет скота и других продуктов питания в районах, неконтролируемых войсками, сопряжен с трудностями, необходимо значительное увеличение численности группировок безопасности и их ввод в действие в данных районах. Генерал-квартирмейстер принял это к сведению.

8.) По экономическим соображениям завоевание больших городов нежелательно. Их блокада предпочтительнее. (Рейхсмаршалл.)

Нагель

Завершено: 16.09.41 в 12.00 часов.

 

ГА РФ. Ф. Р-7445. Оп. 2. Д. 168. Л. 26–30. На немецком языке.
 

Перевод с немецкого языка К.А. Филимоновой.

 

Опубл.: Trial the Major War Criminals before the International Military Tribunal. Nuremberg 14 November 1945 – 1 October 1946. Vol. XXXVI. Nuremberg, 1949. P. 105–109.

 

Verb.St.d.OKW/Wi Rü Amt O.U.,                                                                          den 16.9.41

beim Reichsmarschall

Geheime Kommandosache

 

Wirtschaftsaufzeichnungen für die Berichtszeit vom 15.8. bis 16.9.1941

 

In der Berichtszeit fanden Besprechungen über wehrwirtschaftliche oder allgemeinwirtschaftliche Fragen nur am 15. u. 16.9. statt. Äußerungen von grundsätzlicher neuer Bedeutung fielen im allgememen nicht, sodaß auch hierüber keine Aufzeichnungen möglich waren.

Bei einer Besprechung mit dem Reichskommissar Lohse (Ostland) und später mit dem Gauleiter Dr. Meyer (Reichsministeriurn für die Ostgebiete) wurde nochmals die grundsätzliche Auffassung über die Kolchosenfrage bekanntgegeben und darauf hingewiesen, daß die Tätigkeit der Reichskommissare sich in allererster Linie darauf einzustellen habe, die deutsche Kriegswirtschaft zufördern. Diesem Gedanken hätten sich alle Maßnahmen unterzuordnen. Daher habe er (Reichsmarschall) auch z. B. den Abtransport der Werkzeugmaschinen in die Hand der Wehrmacht gelegt. Ebenso verfüge die Wehrmacht mit ihren Rüstungsdienststellen über diejenigen Rohstoffe und Halbfabrikate usw., die sie bisher erkundet und registriert haben nach den dafür gegebenen Anweisungen. Was jedoch später aus einer etwa wieder in Gang gesetzten Produktion anfiele, darüber hatten die Reichskommissare zu bestimmen, jedoch immer im Sinne der Stärkung der deutschen Kriegswirtschaft, die überall vorginge, insbesondere im Rüstungs- und Ernährungswesen.

An der Besprechung am 16.9., der eine kurze Vorbesprechung am 15.9. voranging, nahmen teil:

der Reichsmarschall,

Staatssekretar Backe, (4 J.P.)

General d.Fl. Gosrau (Verwaltungsamt, Ob d L)

Generalleutnant v. Seide1 (Gen Q Ob d L)

Generalleutnant Osterkamp (H V A)

Generalleutnant Wendersleben (H V A)

Oberst Baentsch (Gen Q OKH)

Ministerialdirektor Riecke (Wi Stab Ost, 4 J.P. u. Reichsm. Ost)

Generalmajor Nagel (V.Stelle OKW/Wi Rü Amt)

Ministerialrat Dr. Goernnert (Reichsmarschall)

Hptm.i.G.d.Lw. v. Brauchitsch (Reichsmarschall)
 

Bei dieser Besprechung, die die bessere Ausnutzung der besetzten Gebiete für die deutsche Ernährungswirtschaft zum Gegenstand hatte, wies der Reichsmarschall auf folgendes hin: Es hat den Anschein, als ob die Wehrmacht zu vie1 von der Heimat, insbesondere an Konserven, anfordert. Die Versorgung muß abgesehen von Tabakwaren, Chokolade, Trockengemüse u.dergl., für die im Ostgebiet eingesetzten oder untergebrachten Truppen aus den besetzten Gebieten selbst aufgebracht werden. Gelingt dies nicht, etwa aus ungenügender Organisation oder aus Rücksicht auf die Landeseinwohner, aus Transportschwierigkeiten, aus Bequemlichkeit, weil die Verwendung von Konserven einfacher ist, so müssen diese Gründe beseitigt werden. Auf keinen Fall gebe ich die Genehmigung zum verstärkten Nachschub aus der Heimat, die – namentlich bei der Fleischversorgung – zu einer Verringerung der Sätze für die deutsche Zivilbevölkerung führen müßte. Dazu gebe ich auf keinen Fall meine Einwilligung.

Die Stimmung in der Heimat wiirde dadurch leiden oder unsicher werden. Die Heimat hat schon genug zu tragen (Bombenabwürfe, steigende Verluste, langsame Erfolge im Osten, dazu kommt, daß dieser Krieg der zweite Krieg innerhalb einer Generation ist). Die feindliche Propaganda wurde eine vorzügliche Waffe bekommen. Sie arbeitet schon heute damit, den Einwohnern in den besetzten Gebieten beizubringen, immer wieder nach Verpflegung zu schreien, die Vorräte zu verstecken, Ernährungsmittel nicht abzuliefern usw., damit überall – nicht zuletzt in der Heimat, – Ernährungsschwierigkeiten und schlechte Stimmung, verbunden mit dem Sinken der Moral, entstehen.

Es ist klar, daß eine Abstufung in der Ernährung notig ist.

Zunächst kommt die kämpfende Truppe, dann die übrigen Truppen in Feindesland und dann die Heimattruppe. Die Sätze sind dementsprechend eingerichtet. Dann wird die deutsche nichtmilitärische Bevölkerung versorgt. Erst dann kommt die Bevölkerung in den besetzten Gebieten.

Grundsätzlich sollen in den besetzten Gebieten nur diejenigen in der entsprechenden Ernährung gesichert wenden, die für uns arbeiten. Selbst wenn man die sämtlichen übrigen Einwohner ernähren wollte, so könnte man es im neubesetzten Ostgebiet nicht.

Daher ist es falsch, hierfür Lebensmittel abzuweigen, wenn der Truppe diese entzogen werden und dadurch erhöhter Nachschub aus der Heimat erfordeklich wird. Auch bei den Norwegern und Holländern, die sich uns gegenüber stets dickfellig zeigen, sollte man keine falschen Rücksichten gelten lassen; sie bleiben dickfellig, auch wenn man sie besser ernährt. Noch immer haben die Norweger keine genügenden Anstrengungen gemacht, um uns die versprochenen Fische zu liefern. Daher sollte man sie kurz halten, bis sie lieferten. Auch muß man in den Gebieten, in denen Sabotage verübt wird, mit Einschränkung der Versorgung vorgehen.

Auf der anderen Seite sol1 nicht verkannt werden – und mir liegen Nachrichten darüber vor –, daß auch die Truppen in den besetzten Gebieten sparen könnten. Soldaten haben immer Appetit, was sie kriegen können, essen sie, auch wenn es für ihre Ernährung nicht unbedingt erforderlich ist. Daraus entstehen dann die zusätzlichen Schweine- und Rindviehrequirierungen gegen fragliche Empfangsscheine oder auch ohne diese. Wenn bei den vordersten Truppen hier nicht immer die Regel innegehalten werden kann, so schlägt dies nicht so sehr ins Gewicht. Ich wende mich aber gegen alle zusätzlichen Requiriemungen oder Ankäufe der sonstigen Truppen, wenn den Ankäufen gegenüber kein entsprechender Minderempfang bei den Verpflegungsausgabestellen eintritt. Es muß Aufgabe aller Dienststellen sein, hierfür zu sorgen, sonst entsteht eine unnötige zusätzliche Verpflegung aus den besetzten Gebieten ohne Entlastung der Heimat. Die Truppe muß hier zur Sparsamkeit und Ordnung erzogen werden.

Bei der Verpflegung der bolschewistischen Gefangenen sind wir im Gegensatz zur Verpflegung anderer Gefangener an keine internationalen Verpflichtungen gebunden. Ihre Verpflegung kann sich daher nur nach den Arbeitsleistungen für uns richten.

Die Versorgung der Truppenpferde mit Hafer muß revidiert werden. Die hohen Sätze sind nicht erforderlich. Die Pferde müssen auf teilweise Mais- und andere Futterarten gesetzt werden, damit wis den schwerarbeitenden Heimatpferden den Hafer nicht noch mehr entziehen. Der Nachschub an Hafer aus der Heimat muß unbedingt für den Osten gedrosselt werden.

Ebenso gebe ich nicht meine Einwilligung, daß in der Heimat noch Pferde ausgehoben werden. Ich verweise auf die Panjepferde, die zudem noch fast ohne Hafer auskommen können.

In den besetzten Ostgebieten muß das Heer die Pferde einziehen, die es gebraucht.

Bei der Viehinanspruchnahme in den besetzten Gebieten sol1 nicht eine Rücksicht auf die Verpflegung der Einwohner oder auf den Wiederaufbau der Nachzucht in den Vordergrund treten, sondern die höchstmögliche, aber ordnungsgemäße Ausnutzung der Viehbestände zur Frischfleischversorgung und vor allem zur Herstellung von Dauerware. Hierzu werden noch besondere Maßnahmen erforderlich sein.

Der Reichsmarschall ließ dann die praktischen Maßnahmen erörtern, die auf Grund seiner Ausführungen und der gegebenen Lage erforderlich wären. Hieaus seien hervorgehoben:

l.) Die Getreidevorräte sind nicht in der Hand der Bevölkerung zu lassen, sondern baldigst zu erfassen, zu stapeln, sorgfältig zu pflegen und unter Bewachung zu stellen.

2.) Die Viehherden sind zu erkunden. Es ist anzunehmen und vielfach festgestellt, daß die aus den Dörfern verschwundenen Tiere noch in den Wäldern oder abseits der Rollbahnen und Truppenunterkünfte vorhanden sind. Soweit diese Rinder nicht zur Frischfleischversorgung verwandt werden, sind sie im großen Maße abzuschlachten und zu Dauerware zu verarbeiten.

3.) Für die Erfassung des Viehs sollen deutsche Händler herangezogen werden, die fur die Lieferung einen Stücksatz erhalten sollen. (Bezahlung an die Verkäufer gemäß allgem. Richtlinien)

4.) Die Schlacht- und Verarbeitungsmöglichkeiten (siehe Ziffer 2) sind sofort zu vermebren. Dazu sollen durch das Reichsernährungsministerium zivile Schlächter mit Schlacht- und Verarbeitungsgerät eingesetzt werden. Auch sollen deutsche Fleischkonservenfabriken, die still liegen, in den Osten verlegt werden.

5.) Für den Antransport des Viehs und die Weiter1eitung der Fertigware sollen besondere Lastkraftwagen vom Gen.Q. gestellt werden. Zunächst sind rund 1200 LKW vom Gen.Q. in Aussicht gestellt. Wi Stab Ost (Ministerialdirektor Riecke) wird Vorschläge für den Einsatz im Operationsgebiet rnachen.

6.) Da sich die Kapazität der Fleischwarenwerke (z.B. Maistas im Ostland) als zu gering erwiesen hat, sollen Rinder (lebend) nach Deutschland abtransportiert werden. Transportchef hat Transporte zugesagt.

7.) Da die Erfassung des Viehs und anderer Lebensmittel in den von Truppen nicht besetzten Gebieten auf Schwierigkeiten stofit, ist eine erhebliche Vermehrung der Sicherheitstruppen und deren u.U., beweglicher Einsatz in den Erfassungsgebieten erforderlich. Gen.Q. hat dieses zur Kenntnis genommen.

8.) Aus wirtschaftlichen Übrlegungen ist die Eroberung großer Stadte nicht erwünscht. Ihre Einschliefiung ist vorteilhafter. (Reichsmarschall.)

Nagel

Abgeschlossen: 16.9.41 12.00 Uhr.

 

Trial the Major War Criminals before the International Military Tribunal. Nuremberg 14 November 1945 – 1 October 1946. Vol. XXXVI. Nuremberg, 1949. P. 105–109.