Из генерального плана «Ост»: правовые, экономические и территориальные основы развития на Востоке

Июнь 1942 г.

Опубл.: Федеральный архив Германии. Barch, R 49/157a. URL: https://www.1000dokumente.de/index.html?c=dokument_de&dokument=0138_gpo&object=facsimile&st=PLAN%20OST&l=de; NAUS, Т-84, Roll 73. // Вопросы истории. – 1978. – № 5. – С. 85–89. Перевод с немецкого; Преступные цели – преступные средства. Документы об оккупационной политике фашистской Германии на территории СССР (1941–1944 гг.). – М., 1985. – С. 64–66.

Июнь 1942 г. Из генерального плана «Ост»: правовые, экономические и территориальные основы развития на Востоке.
 

Генеральный план «Ост»

Правовые, экономические и территориальные основы обустройства на Востоке

 

Представлен оберфюрером СС
проф. др. Конрадом Мейером
 

ЧАСТЬ А
 

ТРЕБОВАНИЯ К БУДУЩЕМУ ПОРЯДКУ КОЛОНИЗАЦИИ
 

I. Сельские поселения.

Общие положения.
 

Силой немецкого оружия восточные территории, являвшиеся предметом споров на протяжении веков, окончательно завоеваны для рейха. Отныне рейх рассматривает в качестве своей первостепенной задачи превращение в кратчайший период этих областей в полноценные имперские округа. Первейшей предпосылкой для этого является заселение сельских районов и создание здорового крестьянства.

Для системы немецких поселений должны быть приняты нижеследующие принципы:

а) Для проведения подобной огромнейшей колонизаторской задачи надо провести отграничение заселяемых районов, определяемое этнографическими мотивами. […]

б) Как свидетельствует накопленный опыт, успех заселения в решающей степени зависит от того, чтобы во всех колонизируемых областях была создана единая система управления.

В тех восточных территориях, которые уже включены в рейх, руководство и контроль над проведением колонизации должны быть переданы имперскому комиссару по укреплению немецкой расы.

Остальные заселяемые области должны быть выделены из прежнего государственно-правового и территориального подчинения и на время колонизации подчинены рейхсфюреру СС в качестве марок рейха. […] Для опорных пунктов, выполняющих функции связующего звена между марками (см. часть В), действуют вышеназванные положения для присоединенных Восточных областей.

в) Принципы, установленные для колонизации, исходят из того, что рейху в лице имперского комиссара по укреплению немецкой расы (РКФДФ) принадлежит исключительное право распоряжаться всеми землями и территориями, подлежащими колонизации.

г) Для колонистов действуют принципы отбора нового крестьянства с учетом опыта, накопленного СС при расовой и наследственно-биологической селекции.

д) Земельные участки выделяются как собственность, регулируемая особым правом. Поселение происходит путем временной передачи в ленную собственность, которая впоследствии становится наследственной и, в конечном счете, собственностью особого права.

е) Собственность поселенцев подлежит общим установлениям немецкого земельного права. Этим предотвращается спекуляция, задолженность и нежелательное дробление крестьянских владений.

[…]

 

II. Городские поселения.

[…]

Особые требования.

[…]

2. Инородцы не имеют права владеть земельными участками в городах.

[…]

 

III. Создание колонизационных марок.
 

Поселение и управление.

Присоединение восточных территорий до сих пор шло по пути, на котором после сравнительно краткого периода военного управления в них была введена общая гражданская администрация, либо путем полного включения в нормальную организацию (имперские округа), либо путем назначения главы гражданской администрации (Белосток). В обоих случаях аппарат внутреннего управления и особых администраций создавался с теми же задачами и методами, что и в остальных частях рейха.

В этой области поселение, определяемое народной политикой, является лишь частью общего управления. Цели германизации и безопасности стоят рядом с другими административными целями. Соответственно, суверенитет и планируемый суверенитет, требуемые комиссаром рейха для консолидации немецкого гражданства в этих районах, всегда будут стоять рядом с общим суверенитетом рейхсштаттальтера (главными президентами, главой гражданской администрации), практически совпадающими с этим и в основном только путем переговоров, часто должны быть обеспечены материальными фактическими жертвами. В органах государственного управления и на оккупированных восточных территориях эта ситуация подкрепляется особым статусом в соответствии с конституционным правом.
 

Марки рейха.

Однако на передовом фронте борьбы немецкой расы против русской расы и азиатчины существуют определенные области, которым выпадают особые общеимперские задачи. В этих областях для жизненно важной задачи охраны рейха нужно использовать не только собственно власть и организационные методы, но и людей – все оседлое немецкое население. В этом совершенно чуждом окружении немецкая раса должна глубоко укорениться в почву и обеспечить свой биологический фонд на долгий срок. Первоначально этими областями были Готенгау[I] и Ингерманландия[II]. В будущем предлагается еще один район, Мемель-Наревскую область.

В этих областях задача заселения и германизации, как и вопрос охраны границ, настолько первостепенны, что общее управление территорией является частью задачи заселения. Все административные задачи должны определяться заселением этих областей. Поэтому, развивая уже представленную в Генеральном плане «Ост» мысль, вносится предложение по основанию на Востоке особых поселенческих марок.
 

Верховная власть рейхсфюрера СС в марках.

Поселенческую марку надлежит вывести из прежнего государственно-правового территориального образования и на время обустройства подчинить непосредственно верховной власти фюрера в лице рейхсфюрера СС как имперского комиссара по укреплению немецкой расы. Рейхсфюрер СС несет перед фюрером ответственность за онемечивание и обустройство территорий в соответствии с особой целью укрепления Рейха. После выполнения задачи поселенческие марки будут введены в состав регулярных территорий Рейха и переведены, с поправкой на некоторые особенности, в подчинение общей администрации.

Верховная власть рейхсфюрера СС в границах поселенческих марок включает законодательные, судебные и исполнительные функции. В силу того, что круг задач рейхсфюрера СС в отношении рейха, германской народности и СС выходит далеко за рамки управления поселенческими марками, исполнение последних осуществляется одним из фюреров СС.

В рамках имперского комиссариата он является начальником центральной административной инстанции по следующим направлениям:

1. Политика заселения и его планирование

2. Отбор и привлечение поселенцев

3. Проведение заселения

4. Управление и финансирование

[…]

 

ЧАСТЬ В

ОТГРАНИЧЕНИЕ КОЛОНИЗИРУЕМЫХ РАЙОНОВ НА ОККУПИРОВАННЫХ ВОСТОЧНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ И ПРИНЦИПЫ ИХ ОБУСТРОЙСТВА
 

Задача насыщения огромных пространств Востока немецкой жизнью ставит рейх перед настоятельной необходимостью найти новые формы поселения, которые приведут в соответствие размеры территорий и наличное для них количество немцев.

В генеральном плане «Ост» от 15 июля 1941 г. было предусмотрено отграничение новых районов поселений на базе 30-летнего срока развития. На основании указаний рейхсфюрера СС заселению подлежат в первую очередь следующие области:

1. Ингерманландия (Петербургская область);

2. Готенгау (Крым и Херсонская область, бывшая Таврия); далее предлагаются:

3. Мемельско-Наревская область (район Белостока и Западная Литва).

Эта область совместно с включенными в рейх восточными территориями принадлежит к предполью и в геополитическом смысле представляет собой перекресток обоих направлений колонизации. В результате возвращения фольксдойче уже идет германизация Западной Литвы. Представляется необходимым, чтобы эти 3 области были превращены в колонизационные марки с распространением на них специальных правовых установлений (см. часть «А», раздел 3), так как на эти марки выпадает особая имперская задача на передовом фронте германской расы.

Для того, чтобы теснее связать эти марки с рейхом и обеспечить коммуникации вдоль основных железнодорожных линий и автострад, предлагается соорудить 36 колонизационных опорных пунктов (из них 14 – в генерал-губернаторстве)[III]. Эти колонизационные опорные пункты примкнут к ныне существующим удобным центрам и совпадут с резиденциями высших начальников СС и полиции. Они будут удалены друг от друга на 100 километров. Общая площадь каждого опорного пункта составит примерно 2000 кв км, то есть будет равна площади 1–2 округов в старом рейхе. На Ингерманландском направлении расположение опорных пунктов будет предусмотрено в две линии, учитывая особое значение Прибалтики для немцев.
 

1. Германизация.

Марки и опорные пункты должны быть германизированы за 25–30 лет. […]

Общее число колонистов тем самым достигнет 5,65 млн человек.

[…]

3. Отношения с окружающими народами.

Ввиду того, что невозможно отказаться от услуг ныне живущего в этих областях населения, создаваемый на восточных территориях народный порядок должен иметь целью умиротворение тамошнего населения. Умиротворение будет достигнуто тем, что необходимые для немецких колонистов земельные участки будут предоставляться не в результате эвакуации, как предполагалось ранее, а в ходе перемещения прежнего населения на другие земли колхозов и совхозов с одновременной передачей прав землевладения. Это переселение должно быть соединено с разумным отбором по принципу производительности и идти параллельно с социальным подъемом позитивных сил среди чужеродных национальностей.

4. Расходы на обустройство.

Расходы на обустройство для включенных в рейх областей составят 500.000 рейхсмарок на каждый квадратный километр при плотности населения 80 человек… Это означает, что общие издержки на обустройство составят 6.250 рейхсмарок на каждого немецкого колониста. Поэтому общая сумма расходов на марки и опорные пункты для достижения запланированной степени германизации в течение 25 лет составит 20.909,6 млн рейхсмарок. […]

Перспектива.

Данная программа колонизации, предусматривающая германизацию и колонизацию уже включенных в рейх Восточных областей, марок и опорных пунктов, является задачей для послевоенного поколения. Окончательное освоение пока еще ограниченных районов зависит от постоянства колонизаторской воли, от упорства колонизационной силы германской расы. В первую очередь масштаб нашей колонизаторской силы решит, удастся ли грядущим поколениям впервые в истории объединить северное и южное направления движения германских племен в одном центральном районе и тем самым окончательно защитить европейскую культуру.
 

Общие выводы:
 

А. Требования, предъявляемые к будущему облику поселений, включают в себя выяснение компетенции и вопросов земельного права, а также принципы осуществления программы на уже включенных и еще подлежащих включению в рейх территориях. Ответственное руководство должно находиться в руках рейхсфюрера СС в его качестве имперского комиссара по укреплению немецкой расы. Следовательно, ему должно принадлежать право распоряжаться землей, а также политическое руководство колонизируемыми территориями. Под его руководством и с помощью государства создаются ленные дворы и пункты, передаваемые владельцам на время. Впоследствии ленное право становится наследственным и ленным правом особого характера.

В городах целью является соединение свободы передвижения городского населения с оседлостью. Это достигается строительством собственных домов, проведением удешевленного жилищного строительства и системой финансовых льгот, зависящих от срока оседлости.

Потребности колонизации будут удовлетворяться строгой системой управления, создаваемой на время заселения марок.

Б. Стоимость обустройства на включенных Восточных областях ориентировочно составит 45,7 млрд рейхсмарок. Их финансирование надо разложить на максимальное число источников (государственный бюджет, имущество государственных железных дорог, общин, организаций экономики, частный рынок капитала и вновь создаваемое имущество РКФДФ).

Программа обустройства рассчитана на 5 пятилетий. В первое пятилетие будет преимущественно производиться колонизация сел, во второе – городов. В рамках двух пятилеток для строительства нужно до 300 000 человек, а всего – 450 000 человек.

В качестве временного источника денежных поступлений, помимо рынка частных капиталов, средства привлекаются из бюджета рейха в течение основного периода обустройства до 1,16 млрд в год и из особого имущества РКФДФ с ежегодной максимальной нагрузкой в 0,392 млрд.

В. При разграничении колонизируемых территорий в оккупированных восточных территориях выделяются:

1) Ингерманландия

2) Готенгау

3) Мемельско-Наревская область и

4) 36 опорных колонизационных пунктов

для их германизации на селе и в городах составлен календарный план. При этом получается потребность в почти 3,5 млн. немцев, чему противостоит общая цифра 5,5 млн поселенцев, при помощи которых может быть также обеспечено и заселение включенных Восточных областей (потребность – около 1,5 млн человек).

 


[I] Имеются в виду Крым и Херсонская область.

[II] Под Ингерманландией гитлеровцы подразумевали территорию Новгородской, Псковской и Ленинградской областей.

[III] Однако они узки на первый взгляд. Кроме колонизируемых марок, план предусматривал сеть из 36 опорных пунктов, а именно: в Прибалтике – 14 (Вильнюс, Даугавпилс, Резекне, Абрене, Псков, Луга, Нарва, Шяуляй, Тарту, Таллин, Валга, Пайде, Раквере и Рига); в Генерал-губернаторстве – 14 (Краков, Ясло, Замостье, Перемышль, Ченстохов, Кельце, Сандомир, Тарнов, Радом, Люблин, Седлец, Варшава, Томашов и Львов); на Украине – 8 (Ровно, Шепетовка, Бердичев, Белая Церковь, Бобринская (Смела), Пятихатка, Кривой Рог, Николаев). Каждый из опорных пунктов должен был стать базой германизации и центром уничтожения местного населения.

 

Федеральный архив Германии. Barch, R 49/157a. URL: https://www.1000dokumente.de/index.html?c=dokument_de&dokument=0138_gpo…

Опубл.: Вопросы истории. – 1978. – № 5. – С. 85–89. Перевод с немецкого; Преступные цели – преступные средства. Документы об оккупационной политике фашистской Германии на территории СССР (1941–1944 гг.). – М., 1985. – С. 64–66.

 

Generalplan Ost

Rechtliche, wirtschaftliche und räumliche Grundlagen des Ostaufbaus

 

Vorgelegt von SS-Oberführer

Professor Dr. Konrad Meyer

 

Teil A

FORDERUNGEN AN EINE KÜNFTIGE SIEDLUNGSORDNUNG
 

I. Ländliche Siedlung.

Allgemeine Leitgedanken.

 

Die deutschen Waffen haben die in Jahrhunderten immer wieder umstrittenen Ostgebiete endgültig dem Reiche gewonnen. Das Reich erblickt nunmehr seine vornehmste Aufgabe darin, diese Gebiete innerhalb kürzester Frist zu vollwertigen Reichsgauen auszubauen. Die erste Voraussetzung hierfür bildet die ländliche Siedlung und die Schaffung eines gesunden Bauerntums.

Für eine deutsche Siedlungsordnung haben folgende allgemeine Gesichtspunkte zu gelten:

а. Zur Durchführung dieser grössten Siedlungsaufgabe ist eine von der Volkskraft bestimmte Abgrenzung der Siedlungsgebiete notwendig. […]

b. Das Gelingen des Siedlungswerkes wird auf Grund der bisherigen Erfahrungen entscheidend davon abhängen, daß in allen Siedlungsgebieten eine einheitliche Befehlsgewalt geschaffen wird.

In den bereits eingegliederten Ostgebieten ist die Lenkung und die Aufsicht über die Durchführung des Siedlungsaufbaus dem Reichskommissar für die Festigung deutschen Volkstums zu übertragen.

Die weiteren Siedlungsgebiete sind als Marken des Reiches aus ihrem bisherigen staatsrechtichen Territorialverband auszugliedern und für die Dauer des Aufbaus der Hoheitsgewalt des Reichführers-SS zu unterstellen. […] In den die Marken verbindenden Siedlungsstützpunkten (verg. Teil C) gilt das oben für die eingegliederten Ostgebiete Gesagte.

с. Die vorliegenden Grundsätze für die Durchführung des Siedlungswerks gehen davon aus, dass dem Reich, vertreten durch den Reichskommissar für die Festigung deutschen Volkstums (RKF), die ausschließliche Verfügungsgewalt über den gesamten zu Siedlungszwecken anfallenden Grund und Boden in den Ostgebieten zusteht.

d. Für die Siedler gelten die Grundsätze der Neubauernauslese unter der Berücksichtigung der Erfahrungen, die von der SS bei der rassischen und erbbiologischen Auslese gemacht sind.

e. Grund und Boden wird als Eigentum besonderen Rechts verliehen. Die Ansetzung der Siedler erfolgt durch Belehnung in der Form des Zeitlehens, das in ein Erblehen und schliesslich in Eigentum besonderen Rechts übergeht.

f. Das Siedlungseigentum unterliegt den allgemeinen, im deutschen Bodenrecht begründeten Beschränkungen. Hierdurch werden Bodenspekulation, Überschuldung und unerwünschte Zersplitterung bäuerlichen Besitzes unterbunden.

[…]

 

II. Städtische Siedlung.

[…]

Besondere Forderungen.

[…]

2. Fremdvölkische Personen dürfen in den Städten nicht Grundbesitzer sein.

[…]

 

III. Schaffung von Sidlungsmarken.

 

Siedlung und Verwaltung.

Bei der Eingliederung der Ostgebiete ist bisher der Weg beschritten worden, dass nach einer verhältnismässig kurzen Zeit der Militärverwaltung die allgemeine Zivilverwaltung eingeführt wurde, sei es durch vollkommene Eingliederung in die normale Organisation (Reichsgaue) oder durch Einsetzung eines Chef der Zivilverwaltung (Bialystok). In beiden Fällen ist alsbald der Apparat der inneren Verwaltung und der Sonderverwaltungen mit der gleichen Aufgabenstellung und Methode wie im übrigen Reich entwickelt worden.

In diesem Gebieten ist die volkspolitisch bestimmte Siedlung nur ein Teilgebiet der allgemeinen Verwaltung. Die Eindeutschungs- und Sicherungsziele stehen neben anderen Verwaltungszielen. Demgemäss wird die vom Reichskommissar für die Festigung deutschen Volkstums in Anspruch genommene Siedlungs- und Planungshoheit in diesen Gebieten immer neben der allgemeinen Verwaltunghoheit der Reichsstatthalter (Oberpräsidenten, Chef der Zivilverwaltung) stehen, sich praktisch mit dieser überschneiden und meist nur im Wege der Verhandlung, oft unter wesentlichen sachlichen Opfern gesichert werden müssen. Im Generalgouvernement und in den besetzten Ostgebieten ist diese Lage durch die staatsrechtliche Sonderstellung in verstärktem Masse gegeben.

 

Marken des Reiches.

An der vordersten Front des deutschen Volkstums gegenüber dem Russen- und Asiatentum sind aber bestimmte Gebiete vorgezeichnet, die eine besondere Reichsaufgabe haben. In diesen Gebieten ist zur lebenswichtigen Sicherung des Reiches nicht nur der Einsatz von Machtmitteln und Organisation, sondern gerade von deutschen Menschen als bodenständiger Bevölkerung notwendig. Hier soll in vollkommen fremder Umwelt deutsches Volkstum mit dem Boden verwurzelt und in seinem biologischen Bestand für die Dauer gesichert werden. Diese Gebiete sind zunächst der Gotengau und das Ingermanland. Ferner wird ein weiteres Gebiet, das Memel-Narewgebiet in Vorschlag gebracht.

In diesem Gebieten ist die Siedlungs- und Eindeutschungsaufgabe neben dem Grenzsicherungsauftrag so überragend, dass die allgemeine Verwaltung ein Teilgebiet der Siedlung ist. Alle Verwaltungszwecke müssen hier ausschliesslich von der Siedlung bestimmt werden. Es wird deshalb ein bereits im Generalplan Ost enthaltener Gedanke fortentwickelt und der Vorschlag gemacht, im Osten Siedlungsmarken zu bilden.

 

Die Hoheitsgewalt des Reichsführers-SS in den Marken.

Die Siedlungsmark ist aus ihrem bisherigen staatsrechtlichen Territorialverbande auszugliedern und unmittelbar unter dem Führer der Hoheitsgewalt des Reichführers-SS als Reichskommissar für die Festigung deutschen Volkstums für die Dauer des Aufbaues zu unterstellen. Der Reichsführer-SS übernimmt gegenüber dem Führer die Verantwortung für die Eindeutschung und den ihrem besonderen Reichssicherungzweck entsprechenden Aufbau. Nach Erfüllung des Auftrages werden die Siedlungsmarken in das Reichsgebiet eingegliedert und können nun- unter Beachtung gewisser Rücksichten - der allgemeinen Verwaltung unterstellt werden.

Die Hoheitsgewalt des Reichsführers-SS umfasst in den Siedlungsmarken die Funktion der Rechtsetzung, der Rechtsprechung und des Vollzugs. Da die Aufgaben des Reichsführers-SS im Reiche, im germanischen Volkstum und in der SS weit über den Auftrag der Verwaltung der Siedlungsmarken hinausgehen, wird er hierbei durch einen SS-Führer vertreten.

Dieser ist im Rahmen des Reichskommisssariats Chef einer zentralen Dienststelle mit folgenden Arbeitsbereichen:

1. Siedlungspolitik und Planung

2. Siedlerauslese und -einsatz

3. Siedlungsdurchführung

4. Verwaltung und Finanzierung

[…]

 

Teil C

ABGRENZUNG DER SIEDLUNGSRÄUME IN DEN BESETZTEN OSTGEBIETEN UND GRUNDZÜGE DES AUFBAUES

 

Die Durchdringung der grossen Räume des Ostens mit deutschem Leben stellt das Reich vor die zwingende Notwendigkeit, neue Besiedlungsformen zu finden, die die Raumgrösse und die jeweilig verfügbaren deutschen Menschen miteinander in Einklang bringen.

Im Generalplan Ost vom 15. Juli 1941 war die Abgrenzung neuer Siedlungsgebiete unter Zugrundelegung einer Entwicklung von 30 Jahren vorgesehen worden. Auf Grund von Weisungen des Reichsführers-SS ist zunächst von einer Besiedlung folgender Gebiete auszugehen:

1. Ingermanland (Petersburger Gebiet)

2. Gotengau (Krim und Chersongebiet, früher Taurien); es wird ferner vorgeschlagen

3. Memel-Narewgebiet (Bezirk Bialystok und Westlitauen).

Dieses Gebiet gehört zu den eingegliederten Ostgebieten zum Vorfeld und ist ein geopolitischer Schnittpunkt der beiden grossen Siedlungsrichtungen. Die Eindeutschung Westlituaniens ist durch die Rückführung der Volksdeutschen bereits im Gange. Es erscheint notwendig, diese drei Gebiete als Siedlungsmarken unter besonderes Recht zu stellen (A III), da sie an der vordersten Front des deutschen Volkstums eine besondere Reichsaufgabe haben.

Um diese Marken mit dem Reich in enger Verbindung zu halten und die Verkehrsverbindung zu sichern, werden längs der Haupteisenbahn- und Autobahnlinien 36 Siedlungsstützpunkte (davon 14 im Generalgouvernement) in Vorschlag gebracht. Diese Siedlungsstützpunkte knüpfen an heute vorhandene günstige Zentralpunkte an und decken sich mit SS- und Polizeistützpunkten höherer Ordnung. Der Abstand jedes Stützpunktes ist mit rund 2000 qkm bemessen und entspricht also der Grösse von 1 bis 2 Landkreisen des Altreiches. Die Führung der Stützpunkte nach Ingermanland ist in Hinblick auf die besondere Bedeutung des baltischen Raumes für die germanischen Menschen in zwei Linien vorgesehen.

 

1. Die Eindeutschung

Die Marken und Stützpunkte sollten in einem Zeitraum von 25 bis 30 Jahren eingedeutscht werden. […]

Die Gesamtzahl der verfügbaren Siedler beträgt damit 5,56 Millionen.

[…]

3. Verhältnis zu den Umvölkern.

Da auf Mitarbeit der in den Gebieten jetzt bodenständigen Bevölkerung nicht verzichtet werden kann, muss die zu schaffende Völkerordnung im Ostraum auf eine Befriedung der dortigen Einwohner abzielen. Diese Befriedung wird dadurch erreicht, dass die nötige Bereitstellung von Siedlungsland für die Ansetzung deutscher Menschen nicht wie bisher durch Evakuierungen, sondern durch Umsetzung der bisherigen Bewohner auf anderem Kolchose- und Sowchoseland mit gleichzeitiger Verleihung von Bodenbesitzrechten erfolgt. Diese Umsetzung muss gebunden sein an eine sinnvolle Auslese nach dem Leistungsprinzip und mit einem sozialen Aufstieg der positiven Kräfte des fremden Volkstums Hand in Hand gehen.

4. Aufbaukosten.

Die Aufbaukosten in den eingegliederten Ostgebieten sind auf 500.000 RM je qkm bei einer Bevölkerungsdichte von 80 Menschen errechnet worden... Das bedeutet einen Gesamtaufbauaufwand von 6.256 RM je angesetzten deutschen Siedler. Darum ergibt sich für die Marken und Stützpunkte ein Gesamtkostenbetrag bis zur Erreichung des beabsichtigten Eindeutschungsgrades in einer Zeitspanne von 25 Jahren von 20.909,6 Millionen RM. […]

Ausblick.

Das vorgelegte Siedlungsprogramm, das die Eindeutschung und den Siedlungsaufbau der eingegliederten Ostgebiete, der Marken und Stützpunkte vorsieht, ist die Aufgabe der Nachkriegsgeneration. Von der Beständigkeit des Siedlungswillens und der Nachhaltigkeit der Siedlungskraft des Germanentums hängt die endgültige Ausfüllung der hier vorläufig begrenzten Siedlungsräume ab. Vor allem wird die Dauer unserer kolonisatorischen Kraft darüber entscheiden, ob es der nächsten Generation gelingt, erstmalig die nördliche und südliche Richtung der historischen Germanenzüge zu einem in der Mitte geschlossenen Raum zu verbinden und damit endgültig der europäischen Kultur zu sichern.

 

Zusammenfassung der Ergebnisse

 

А. Die Forderungen an eine künftige Siedlungsordnung erstrecken sich auf die Klarstellung der Verantwortungsbefugnis, des wahrzunehmenden Bodenrechts und der Aufbaugrundsätze in den eingegliederten und noch einzugliedernden Ostgebieten. Die verantwortliche Befehlsgewalt soll in Händen des Reichsführers-SS als de Reichskommissar für die Festigung deutschen Volkstums liegen; dem entsprechend auch die Verfügungsgewalt über den Grund und Boden und die Lenkung und politische Betreuung des Siedlungsaufbaues. Unter seiner Leitung werden Lehensgehöfte und -stellen mit Unterstützung des Reiches in Gestalt von Zeitlehen errichtet, die in unkündbare Erblehen und später in Lehenseigentum besonderen Rechts überzuführen sind.

Innerhalb des städtischen Aufbaues wird die Verknüpfung von städtischer Bewegungsfreiheit und anzustrebender Sesshaftigkeit in den neuen Heimatgebieten durch Schaffung von Eigenheimen, Durchführung eines sozialen Wohnungsbaues und nach der Dauer der Ansässigkeit gestaffelte finanzielle Vergünstigungen angestrebt.

Die straff gegliederte Verwaltungsorganisation in den während der Zeit des Aufbaues verselbständigten Marken ist auf die Bedürfnisse der Siedlung abgestellt.

В. Die Kosten des Aufbaues in den eingegliederten Ostgebieten sind schätzungsweise mit 45,7 Mrd. RM veranschlagt. Ihre Finanzierung ist auf möglichst viele Aufbauträger verteilt (Reichshaushalt, Reichsbahnvermögen, Gemeindevermögen, Vermögen der Organisationen der gewerblichen Wirtschaft, privater Kapitalmarkt, neuzubildende Sondervermögen des RKF).

Es wurde ein Aufbauprogramm in 5 Fünfjahresplänen entworfen. Darin umfasst das erste Jahrfünft vorwiegend den ländlichen, das zweite vorwiegend den städtischen Aufbau. Innerhalb der beiden Jahrfünfte werden an den Baustellen etwa 300.000, insgesamt 450.000 Arbeitskräfte erforderlich sein.

Für die zeitliche Aufbringung der Geldmittel wird neben dem privaten Kapitelmarkt der Reichshaushalt während des Hauptaufbauzeitraums mit jährlich 1,16 Mrd. Und das Sondervermögen des RKF mit einer jährlichen Höchstbeanspruchung von 0,392 Mrd. Herangezogen.

С. Bei der Abgrenzung der Siedlungsräume in den besetzten Ostgebieten wird auf

1. das Ingermanland

2. den Gotengau

3. das Memel-Narev-Gebiet und

4. 36 Siedlungsstützpunkte

hingewiesen, für deren Eindeutschung auf dem Lande und in den Städten ein Zeitplan die Fristen absteckt. Dabei ergibt sich ein Siedlerbesatz von knapp 3,5 Mio deutscher Menschen, dem eine Gesamtziffer von rund 5,5 Mio. Siedlern gegenübergesellt werden kann, mit welcher auch die Ansiedlung in den eingegliederten Ostgebieten (Bedarf rund 1,5 Mio. Menschen) sicherzustellen ist.

 

Bundesarchiv. Barch, R 49/157a. URL: https://www.1000dokumente.de/index.html?c=dokument_de&dokument=0138_gpo…

Vom Generalplan Ost zum Generalsiedlungsplan. München – New Providence – London – Paris, 1994. S. 91–130.