Из директивы по руководству экономикой в подлежащих оккупации восточных областях («Зеленая папка»)

Не позднее 16 июня 1941 г.

Государственный архив Российской Федерации

Ф. Р-7021. Оп. 148. Д. 14. Л. 3–4.

На немецком языке. Типографский экз.

Опубл.: Преступные цели – преступные средства. Документы об оккупационной политике фашистской Германии на территории СССР (1941–1944 гг.). – М., 1985. – С. 35–39; Нюрнбергский процесс. Сборник материалов в 8 тт. Т. 4. – М., 1990. – С. 365–391; Trial the Major War Criminals before the International Military Tribunal. Nuremberg 14 November 1945 – 1 October 1946. Vol. XXVIII. Nuremberg, 1948. S. 3–8; Fall Barbarossa. Dokumente zur Vorbereitung der faschistischen Wehrmacht auf die Aggression gegen die Sowjetunion (1940/41). Berlin, 1970. S. 365–368.

Указатели и теги

Географический указатель

На 1941 год:
В настоящее время:

Именной указатель

Геринг Герман (Hermann Wilhelm Göring) – рейхсминистр авиации, рейхсмаршал Великогерманского рейха, генерал пехоты и генерал земельной полиции.

Не позднее 16 июня 1941 г. Из директивы по руководству экономикой в подлежащих оккупации восточных областях («Зеленая папка»).
 

Восточный штаб экономического руководства

Секретное дело командования

Директивы по руководству экономикой
во вновь оккупированных восточных областях
(Зеленая папка)[1]
 

Предисловие

«Зеленая папка», часть I, предназначена для ориентации военного командования и военно-экономических инстанций в области экономических задач в подлежащих оккупации восточных областях. Она содержит директивы о снабжении войск из ресурсов страны и дает указания войсковым частям о помощи хозяйственным органам.

Директивы и распоряжения, изложенные в «Зеленой папке», соответствуют военным приказам, изданными ОКВ и отдельными родами вооруженных сил.
 

Главные экономические задачи
 

Изложенные ниже указания рассчитаны, прежде всего, для ориентации на время военных действий. Но вместе с тем они содержат основные директивы на все время оккупации. Все указания в области экономики, которые потребуются в дальнейшем ходе оккупации, будут даны после того, как будут объявлены основные политические цели, связанные с необходимостью улучшения германской военной экономики.

I. Согласно приказам фюрера, необходимо принять все меры к немедленному и возможно более полному использованию оккупированных областей в интересах Германии. Все мероприятия, которые могли бы воспрепятствовать достижению этой цели, должны быть отложены или вовсе отменены.

II. Использование подлежащих оккупации областей должно проводиться в первую очередь в области продовольственного и нефтяного хозяйства. Получить для Германии как можно больше продовольствия и нефти – такова главная экономическая цель кампании. Наряду с этим германской военной промышленности должны быть предоставлены и другие сырьевые продукты из оккупированных областей, насколько это технически возможно и с учетом сохранения промышленности в этих областях. Что касается рода и объема промышленного производства оккупированных областей, которые надлежит сохранить, восстановить или организовать вновь, то они должны быть согласованы в первую очередь с требованиями, которые предъявляет эксплуатация сельского хозяйства и нефтяной промышленности для германской военной экономики.

Этим ясно выражаются главнейшие установки по руководству экономикой в оккупированных областях. Это относится как к главным целям, так и к второстепенным задачам, служащим достижению главной цели. Кроме того, из этого следует, что задачи, не согласующиеся с основной целевой установкой или мешающие ее проведению в жизнь, не должны быть приняты во внимание даже, если в определенных случаях проведение их в жизнь и кажется желательным. Совершенно неуместна точка зрения, будто оккупированные области должны быть возможно скорее приведены в порядок, а экономика их – восстановлена. Напротив, отношение к отдельным частям страны должно быть дифференцированным. Развитие хозяйства и поддержание порядка следует проводить только в тех областях, где мы можем добыть значительные резервы сельскохозяйственных продуктов и нефти, а в остальных частях страны, которые не могут прокормить сами себя, т.е. в средней и северной России, экономическая деятельность должна ограничиваться использованием обнаруженных запасов.

Какие из военных предприятий должны быть сохранены или вновь восстановлены, будет решено позднее.

III. Для отдельных отраслей работы предусмотрено следующее:

а) Продовольствие и сельское хозяйство.

1. Первой задачей является возможно более полное обеспечение снабжения германских войск продовольствием за счет оккупированных областей, чтобы таким образом облегчить продовольственное положение в Европе и разгрузить транспорт. Всю потребность германской армии в овсе покрывать за счет областей средней России, которые являются главным поставщиком овса, если нельзя его доставить из других оккупированных областей. В южной России вместо овса следует употреблять ячмень и кукурузу.

2. При обеспечении продовольствием главное внимание следует уделить местному производству масличных и зерновых культур. Имеющиеся в южных областях излишки и запасы зерновых должны быть сохранены всеми средствами; необходимо следить за правильным ходом уборочных работ; решительно препятствовать вывозу продовольствия в потребляющие области средней и северной России, если исключения не оговорены особым распоряжением, или если это не вызывается нуждами снабжения армии.

б) Главным промышленным сырьем является нефть. Среди мероприятий, не относящихся к продовольственному снабжению, все вопросы, связанные с добычей и вывозом нефти, должны при всех случаях стоять на первом месте. Для проведения мероприятий, касающихся нефтяных районов, особенно на Кавказе, будет организовано Континентальное нефтяное акционерное общество.

Особое место займет вопрос о снабжении сельского хозяйства горючим для тракторов. От этого зависят сбор урожая и осенние сельскохозяйственные работы. До окончания этих работ все перевозки внутри оккупированной области имеют преимущество даже по сравнению с вывозом продукции в Германию.

в) Те виды промышленности, которые обеспечивают в интересах Германии развитие сельского хозяйства и добычу нефти и сырья, должны быть выдвинуты на первое место и быстро восстановлены.

О восстановлении предприятий, вырабатывающих товары широкого потребления, в особенности в южных областях, вопрос будет решен позднее.

г) В интересах Германии особое внимание следует уделить следующим работам по восстановлению транспорта:

1. Дорожному строительству в южных областях и на узловых пунктах.

2. Строительству железнодорожных путей, в особенности созданию двухколейных путей на важнейших магистралях.

3. Исправлению каналов и перегрузочных сооружений на внутренних водных путях, в особенности на путях, соединяющих север и юг.

4. Восстановлению портовых сооружений.

Все необходимые для этой цели указания будут сделаны военно-транспортными органами. Все строительные работы должны проводиться согласно этим указаниям, если по этому поводу не последует военных приказов. Удовлетворение заявок на рабочую силу не должно идти в ущерб сельскохозяйственным работам. Рабочих следует забирать из городов или из числа промышленных рабочих.

д) Об остальной промышленной продукции:

1. Использование других отраслей промышленности, включая также и военную, возможно лишь постольку, поскольку это не будет препятствовать выполнению предстоящих главных экономических задач.

2. В рамках использования этих отраслей промышленности преимущество предоставляется военной промышленности.

3. В потребляющих областях северной и средней России следует учитывать возможность сокращения промышленного производства вследствие переселения рабочих в сельские местности.

4. Предприятия, расположенные в производящих сельскохозяйственных областях, которые пока бездействуют, должны быть сохранены в пригодном к эксплуатации состоянии.

е) Безработные в промышленных городах, не переселяющиеся в села, должны быть возможно быстрее, через специально для этой цели создаваемую организацию, использованы для восстановления и улучшения транспорта на важных для немецкой военной экономики путях сообщения или заняты другой подобной деятельностью в интересах Германии.

IV. Для обеспечения экономического успеха в интересах Германии необходимо привлекать к сотрудничеству в возможно более широком масштабе руководящих работников хозяйственных комиссариатов, главных управлений и других хозяйственных организаций, а также руководителей сельскохозяйственных и промышленных предприятий (конечно, не работников с чисто политическими задачами). Их дальнейшая судьба будет решена позже. Решающим моментом прежде всего является деятельность экономического аппарата, служащего немецким интересам, при наименьшей затрате немецких сил.

V. При таких больших размерах подлежащей использованию территории, неуверенности в имеющихся возможностях и при отсутствии данных о состоянии экономики в подлежащих оккупации областях невозможно уже сейчас дать точные директивы по всем отдельным вопросам. Как поступать в каждом отдельном случае, покажет дальнейшее развитие событий и в особенности ход военных операций. В крайнем случае экономические органы будут принимать самостоятельное решение с последующим сообщением.

[…]

 


[1] Датируется по директиве начальника штаба ОКВ о введении в действие «Зеленой папки». – Прим. док.

 

ГА РФ. Ф. Р-7021. Оп. 148. Д. 14. Л. 3–4. На немецком языке. Типографский экз.

 

Опубл.: Преступные цели – преступные средства. Документы об оккупационной политике фашистской Германии на территории СССР (1941–1944 гг.). – М., 1985. – С. 35–39; Нюрнбергский процесс. Сборник материалов в 8 тт. Т. 4. – М., 1990. – С. 365–391; Trial the Major War Criminals before the International Military Tribunal. Nuremberg 14 November 1945 – 1 October 1946. Vol. XXVIII. Nuremberg, 1948. S. 3–8; Fall Barbarossa. Dokumente zur Vorbereitung der faschistischen Wehrmacht auf die Aggression gegen die Sowjetunion (1940/41). Berlin, 1970. S. 365–368.