Главный военный преступник Г. Геринг глазами фотокорреспондента Е. Халдея
Минуло 75 лет как начал свою работу первый в истории международный судебный процесс над бывшими руководителями гитлеровской Германии. Первый раз в истории человечества на скамье подсудимых оказались не частные лица, и даже не крупные чиновники, а правительство страны почти в полном составе. Десять месяцев продолжался Нюрнбергский процесс, начавшийся 20 ноября 1945 г. и завершившийся 1 октября 1946 г. Международный Военный Трибунал представляли четыре державы – СССР, Великобритания, Франция и США, было проведено более четырехсот заседаний[1]. В газетах сообщалось, что у прокуратуры имеется свыше девяти тонн обвинительных документов[2]. На процессе присутствовали представители прессы из 31 страны. Среди них – фотокорреспондент Евгений Ананьевич Халдей. Возможно, что кому-то неизвестна эта фамилия, но, по крайней мере, два его снимка знает каждый: «Первый день войны» и «Знамя Победы». Последняя фотография стала символом Великой Победы.
С началом Великой Отечественной войны Евгений Халдей вошел в группу военных корреспондентов, которые отправились на фронт. Со своей камерой Leica он прошел всю войну от Мурманска до Берлина.
В числе группы фотокорреспондентов СССР Халдей был откомандирован освещать работу Международного Военного Трибунала в Нюрнберге. Его фронтовые фотографии наряду с фотографиями других авторов были представлены на процессе как вещественные доказательства преступлений нацизма.
В собрании РГАКФД находится более 300 фотодокументов Евгения Халдея с Нюрнбергского процесса. Это негативы-оригиналы на пленке нулевого размера (2,4х3,6) и второго размера (9х12), поступившие на хранение в архив в 1950–1960-х гг. В 2017 г. коллекция пополнилась фотодокументами, переданными на постоянное хранение его дочерью – Анной Ефимовной (Евгеньевной) Халдей.
Все фотодокументы атрибутированы, введены в научный оборот и находятся в открытом доступе для всех пользователей архивной информацией. Часть коллекции автора отнесена к категории особо ценных фотодокументов (ОЦФ).
Это очень известные фотографии, которые не нуждаются в популяризации, но, тем не менее, каждый раз обращаясь к ним мы видим настоящего мастера, которому удалось передать характеры людей и «нелюдей», атмосферу в зале, торжественность и важность момента. Эти фотографии можно разделить на несколько групп – портреты обвинителей и обвиняемых, заседания трибунала, вид Дома юстиции, охрана у здания, представители прессы, казненные преступники.
Особое внимание корреспондентов было привлечено к главной фигуре на скамье подсудимых – Герману Герингу. Самое большое количество статей и зарисовок в периодических изданиях, больше всего фотодокументов в фотогалерее Евгения Халдея посвящены Герингу.
Вот выдержка из публикаций-заметок Всеволода Вишневского в газете «Правда»: «Герман Геринг, отдававший приказы об уничтожении советских городов и подписавший план разрушения Ленинграда, пробует казаться бодрым и уверенным. Но он то и дело теряет позу, сжимает зубы, имитирует деловитость что-то записывает…»[3].
А вот гневный, полный презрения портрет Геринга, от корреспондента газеты «Труд» Сергея Кирсанова[4]: «Театральность постепенно слезает с Геринга… и с других представителей расы господ. Они как-то осовели, особенно Геринг: с него сошли поросячьи-розовые тона, под носом и вокруг пасти появилась краснота, будто он долго облизывался на ветру, как голодная гиена»[5].
Наряду с художественными зарисовками корреспондентов газет, также эмоциональны и фотографии Евгения Халдея, он словно «впивается» объективом своего фотоаппарата в лица обвиняемых.
Соприкоснувшись с творчеством Халдея, очень хотелось узнать об этом человеке побольше. Представилась удивительная возможность пообщаться с дочерью Халдея Анной Евгеньевной и услышать из ее уст о впечатлениях и событиях Нюрнбергского процесса по воспоминаниям отца. За каждым снимком Халдея стоит своя история, и каждая история подтверждена фотодокументом.
Надо отметить, что на Нюрнбергском процессе Халдей познакомился с легендарным американским фотографом Робертом Капа, который, как и его советский коллега, освещал работу Нюрнбергского процесса. Фотографы прониклись друг к другу большим уважением, которое пронесли через всю жизнь. Роберт Капа подарил Халдею камеру "Speed Graphic" со вспышкой. Это был поистине царский подарок, качество фотографии было несоизмеримо с качеством фотографий, сделанных фотоаппаратом Leica.
Халдей, как и его коллеги, особое внимание уделил именно Герингу. Он наблюдал за ним, и стремился передать эти наблюдения через снимки. С Герингом у фотокорреспондента сложились свои, по воспоминанию его дочери, очень непростые отношения.
Вскоре Халдей смог снимать главных военных преступников не только в зале заседаний, но и в камере для заключенных, и это стало возможным только потому, что у него была камера со вспышкой. Из воспоминаний Евгения Халдея: «Однажды к нам пришел американский шеф-фотограф и сказал, что если у нас есть при себе вспышки, то мы можем пройти с ним. Нас привели в помещение, примерно 40 квадратных метров. У стены стояли столы, света не было. За каждым столом сидело по четыре человека: Геринг, Розенберг, адмирал Денитц и фон Ширах. Кейтель сидел вместе Йодлем. Я прошел вдоль стены с моей камерой и поснимал со вспышкой. Кейтель закрыл лицо рукой. Затем я подошел к столу с Герингом. Пока шли другие фотографы – американцы и французы – он ничего не говорил. Но как только увидел мою русскую униформу, то начал кричать: «Что такое, уже нельзя спокойно поесть!» Он меня напугал. Тут подошел американский лейтенант и спросил, в чем дело, почему Геринг орет. Говорю, что понятия не имею. Я хотел всего лишь сфотографировать. Лейтенант подошел к Герингу и сказал, чтобы он прекратил орать. Но тот не унимался. Тогда лейтенант поднял дубинку и ударил Геринга по затылку. После этого стало тихо»[6]. Видимо удар был довольно увесистый и ощутимый. На следующий день у Геринга на шее был повязан шарф. Халдей запечатлел это на нескольких своих фотографиях[7].
Через некоторое время Халдею представилась возможность с близкого расстояния сфотографировать военных преступников, но больше всего его интересовал Геринг. Роберт Капа нацелил свой фотоаппарат, чтобы снять Халдея рядом Герингом, но Геринг закрыл лицо рукой. Евгений Ананьевич говорил, что Геринг не забыл об ударе дубинкой и специально прикрыл лицо ладонью, когда заметил, что русский фотограф хочет попасть с ним в один кадр. «Так он отомстил Халдею за свое унижение», – вспоминает Анна Халдей. Это очень известная фотография, где Халдей с камерой, подаренной Капа, рядом со скамьей подсудимых, а Геринг прикрывает лицо рукой, минутой ранее он сидел с открытым лицом.
Умение не только пользоваться сложившимися обстоятельствами, но и создавать их самому пригодилось Халдею. На процессе фотографу представилась возможность сменить точку съемки: корреспондентам было запрещено перемещаться по залу, и все участники процесса занимали строго определенные места. Место Халдея в зале Дворца юстиции находилось в стороне от скамьи подсудимых, но фотограф мечтал снять Геринга в анфас «с необычной перспективы». И вот, Халдей договаривается с секретарем, сидящим в центре зала напротив военных преступников, чтобы тот уступил ему свое место. И за бутылку джина Халдей занял это место на пару часов и смог заснять Геринга. Это одна из нескольких фотографий, которая сделана с необычного ракурса[8].
Эта история обросла легендами и имеет разные интерпретации, но здесь она представлена со слов дочери Евгения Ананьевича Анны Халдей.
Евгений Халдей в группе других корреспондентов снимал казненных преступников, после приведения смертного приговора Международного Военного Трибунала в Нюрнберге 16 октября 1946 г. В РГАКФД находится 12 фотодокументов-свидетельств приведения приговора в исполнение, запечатленных фотографом.
Завершить очерк хочется словами специального корреспондента газеты «Труд» в Нюрнберге Семена Кирсанова: «Еще не явился художник с даром Дорэ, поэт с гением Данте, способный явить миру чудовищный образ земли, если бы она могла быть покорена гитлеровцами. Лагери Дахау и Освенцима – только черновики, задуманного немцами. Во вселенной, устроенной на гитлеровский лад, существовал бы один закон – фантазия холодного изувера»[9]. Об этом нам напоминают еще и еще раз фотографии Евгения Халдея.
Марина Чертилина,
Российский государственный архив кинофотодокументов
[2] Медведев Б.Л. Свидетель обвинения. М., 1971. С 175.
[3] Вишневский В. «В Нюрнберге» // «Правда». № 282 (10053). 26 ноября 1945 г.
[5] Кирсанов С. // «Труд». № 291 (7552). 13 декабря 1945 г.
[6] http://a.kras.cc/2015/04/blog-post_305.html Свидетель обвинения. Фотографии Евгения Халдея. США, Издательство Aperture, 1997.
[8] РГАКФД. Арх. № В-3144а.
[9] Кирсанов С. // «Труд». № 283 (7544). 2 декабря 1945 г.