Приказ главнокомандующего сухопутными войсками генерал-фельдмаршала В. фон Браухича об установлении военного оккупационного режима в подлежащих завоеванию районах СССР

3 апреля 1941 г.

Опубл.: Fall Barbarossa. Dokumente zur Vorbereitung der faschistischen Wehrmacht auf die Aggression gegen die Sowjetunion (1940/41). Berlin, 1970. S. 299–304.

Перевод с немецкого языка А.А. Дерюгиной.

3 апреля 1941 г. Приказ главнокомандующего сухопутными войсками генерал-фельдмарша В. фон Браухича об установлении военного оккупационного режима в подлежащих завоеванию районах СССР.
 

Решающее значение для успеха военных операций имеют обеспечение безопасности путей коммуникации, а также использование завоеванной территории для нужд тылового снабжения воинских частей. Отсюда следует, что основным назначением всех воинских подразделений, развернутых в тылу, должно стать выполнение этих задач.

Вопросы об организованном и планомерном управлении территорией стоит рассматривать лишь в дальнейшей перспективе. Это не является задачей воинских подразделений. Тем не менее, бессмысленные разрушения и расточительство имущества, важного для военных задач должны быть предотвращены любыми средствами.
 

I. Организация и обеспечение в тыловом районе

1. Вражеская территория становится районом боевых действий.

2. В армейском районе командующие армиями осуществляют исполнительную власть и несут ответственность за обеспечение безопасности и эксплуатацию территории.

В начале операции войска находятся в подчинении командующих групп армий, а затем, в связи с увеличением площади тыловых районов, переходят в подчинение к армейским тыловым районам. Это следует из приказа комендантов армейских тыловых районов по более близкому расположению групп армий в целях охраны баз тылового снабжения и основных путей коммуникации.

Комендантские службы армий, подчиняющиеся по штатам военного времени коменданту армейского тылового района должны находиться, как правило, к востоку от районов, где располагаются охранные дивизии. Особое внимание уделяется обеспечению тыловой коммуникации с танковыми соединениями, совершающими прорыв фронта.

Командующие групп армий ответственны за соблюдение распоряжения № 11/0245/41 главного командования сухопутных войск от 19.3.1941, которое гласит, что группы захвата из тыловых дивизий также обязаны стоять на защите границ после того, как первые пограничные операции будут завершены.

3. Площадь армейского района будет сокращена до необходимой степени. Поэтому, в соответствии с приказом главного командования сухопутных войск, при первой возможности должен быть сформирован «оперативный тыл», охраняемый группами армий. Для этого в зоне каждой группы армий назначается непосредственно подчиненный командованию группы армий «командующий оперативным тыловым районом» (см. Приложение 1 Дислокация и порядок подчинённости в военное время). Он осуществляет исполнительную власть в соответствии с указаниями командующего группы армий и несет ответственность за обеспечение безопасности и эксплуатацию закрепленной за ним территории.

Дивизии охраны тылов и тыловых коммуникаций (Организацию военного времени см. Приложение 2) должны быть подчинены командующему оперативным тыловым районом. Чаще всего будет целесообразно использовать их в одну линию по ширине фронта; но может потребоваться и поэшелонное использование.

По предложению главного командования сухопутных войск, в ходе успешных военных операций фронтовая граница тылового оперативного района армии каждый раз продвигается вперед. О переносе тыловой границы оперативного района или переподчинении территорий под политическое управление издается отдельный приказ.

4. Задачи обеспечения безопасности в тыловой области (армейский и оперативный тыловые районы) включают:

a) Обеспечение безопасности баз снабжения,

b) Обеспечение безопасности путей подвоза и объездных дорог на основных транспортных узлах и мостах,

c) Обеспечение безопасности эшелонов снабжения, при необходимости с помощью сторожевых кораблей, и мониторинг взлетно-посадочных полос,

d) Обеспечение безопасности наиважнейших аэропортов,

e) Обеспечение безопасности железных дорог и линий связи,

f) Регулирование дорожного движения,

g) Охрана и эвакуация военнопленных: использование рабочих батальонов военнопленных,

h) Охрана брошенных складских запасов.

Особое внимание уделяется охране станций тылового обеспечения и снабжения (ссылка на распоряжение ОКХ/Генеральный штаб сухопутных войск/отдел боевой подготовки № 700/41 секретно от 21.3.1941).

6. Для введения в бой сил тыловых армий и резервных дивизий применяются следующие принципы:

a) Командующие тыловыми оперативными районами, охранными дивизиями и местные руководители развернутых сил работают в тесном согласии с командным пунктом генерал-квартирмейстера, начальником тыловой службы армии, и руководителями баз снабжения, а также с соответствующими командирами боевых частей наблюдения и связи. Необходимо добиться того, чтобы были созданы хорошо обеспеченные единые базы для снабжения и управления территориями с использованием широкой сети коммуникаций.

b) Согласно последнему приказу командования групп армий, на ключевых пунктах путей подвоза и объездных дорог (станциях снабжения, транспортных развязках и т.п.) должны постоянно дислоцироваться полевые комендатуры и управления коменданта гарнизона. Вместе с подчиненными им охранными войсками и полицейскими силами они образуют укрепленные опорные пункты обеспечения. Управления территориями и разведки, которые должны быть постоянно защищены от любого воздействия противника.

c) Охранение обеспечивают местная служба безопасности на опорных пунктах обеспечения, на дорогах и на важных складах.

d) Подразделения полевой жандармерии и полиция должны быть задействованы в полицейской службе (регулирование дорожного движения, охрана общественного порядка). Ввод в бой подразделений в полном составе предусмотрен только в особых случаях.

Продуманное и решительно предпринятое регулирование дорожного движения (дорожные коменданты, блокирование дорожного движения, улицы с односторонним движением и т.д.) имеет решающее значение для свободного передвижения транспорта на нескольких дорогах, предназначенных для перевозки провизии. Силы, задействованные в транспортной службе, должны быть поддержаны местными охранными войсками.

e) Ударные войска должны находиться в распоряжении тактически важных пунктов и действовать против рассеянных сил противника или формирующихся партизанских отрядов.

f) С помощью войсковых отрядов («охотничьих команд») осуществляется патрулирование путей снабжения и важных объездных дорог.

g) Своевременное введение служб охраны общественного порядка требует, чтобы необходимые для этого силы были переброшены как можно ближе к действующим войскам.

7. Активное или пассивное сопротивление гражданского населения необходимо пресечь в зародыше резкими карательными мерами. Самоуверенное и безжалостное отношение к немецко-враждебным элементам станет эффективным профилактическим средством. Заранее необходимо получить ясное представление о том, на какие части населения могут опираться немецкие войска. Враждебное советско-русскому правительству и государству население должно быть использовано в немецких интересах, в случае необходимости, путем утверждения определенных свобод и материальных выгод.

8. В армейском тыловом районе и в тыловом оперативном районе рейхсфюрер СС самостоятельно и под свою ответственность выполняет боевые задачи с помощью военных структур, находящихся в его подчинении. В таких случаях издается отдельный приказ.

9. Дорожно-строительные и технические задачи, а также задачи по обеспечению коммуникации см. в части D.
 

II. Управление и использование территорий.

Пока линия фронта не продвинется вперед и завоеванная территория не перестанет быть тыловой областью, она не будет планомерно управляться военной администрацией. До этого момента необходимо должны быть приняты только те административные меры, которые точно необходимы для обеспечения безопасности тыла и использования территорий в нуждах военных подразделений.

Необходимые экономические меры осуществляются по поручению рейхсмаршала отделом военной экономики и техники в тесном сотрудничестве с военным командованием. В этом случае издается отдельный приказ.
 

III. Район оперативного развертывания.

Восточная Пруссия и Генерал-губернаторство не будут объявлены районом боевых действий. Тем не менее, главнокомандующий сухопутными войсками имеет право устанавливать те меры, которые необходимы для выполнения своих боевых задач и обеспечения безопасности войск. Это распоряжение передается командующим групп армий и армиям со дня начала операции. Приказы главнокомандующих имеют преимущества перед всеми остальными распоряжениям и указаниям гражданских органов.
 

IV. Вопросы военного плена

1. Военнопленные – ценная рабочая сила. Особенно важно использовать их в ускоренном порядке в районе проведения военных операций для надобностей воинских частей.

Дивизии уже имеют право в рамках собственных потребностей выделять военнопленных войскам тыла в качестве рабочей силы.

Задача армейского командования и командующих тыловых оперативных районов состоит в том, чтобы простыми средствами сформировать из военнопленных рабочие роты для использования на базах снабжения, для строительства дорог и мостов, а также для использования территории для нужд войск.

Для формирования этих рабочих рот необходимо, чтобы военнопленным были предоставлены транспортные средства, и, прежде всего, полевые кухни.

Желательно ограничить ввоз на территорию Рейха тех военнопленных, которые не задействованы в зоне проведения военной операции. Военнопленные, должны быть немедленно изолированы и переведены в стационарные лагеря, созданные верховным главнокомандованием вермахта (список будет отправлен дополнительно).

Военнопленный руководящий личный состав (офицеры[1], младшие сержанты) должны быть срочно изолированы и также депортированы на территорию 1-го военного округа и генерал-губернаторства.

2. Дивизии создают дивизионные пункты сбора пленных и организуют их охрану.

Задача армейского командования состоит в том, чтобы как можно раньше освободить подразделения, отвечающие за охрану пленных, путем замены их сопровождающими командами (полевой жандармерией, ополченцами на самокатах и т.д.). Следует стремиться к тому, чтобы своевременно использовать крупные дивизионные пункты сбора пленных в качестве армейских пунктов сбора пленных. Пленных, находящихся на армейских пунктах сбора пленных, использовать для работ в составе более крупных рабочих команд.

Остальные должны быть доставлены в создаваемые охранными дивизиями вблизи баз снабжения пересыльные лагеря, формирующие и распределяющие рабочие команды. Оставшиеся военнопленные затем перевозятся в основные лагеря на территорию 1-го военного округа и генерал-губернаторства.

3. Армейские сборные пункты военнопленных и пересыльные лагеря имеют собственные охрану. Однако, поскольку они слабы, силы тыловых войск могут быть дополнительно привлечены для охраны пленных.

4. Окружной комендант по вопросам плена подчиняется командующему тылового района и занимается вопросами военного плена. Он распределяет военнопленных по пересыльным лагерям и рабочим батальонам и отвечает за транспортировку в основные лагеря.

5. Для эвакуации военнопленных должен использоваться порожний транспорт. Марш военнопленных не должен быть помехой уличному движению, как это было на Западе.

6. Отпуска и освобождение военнопленных запрещены. С самого начала должны быть приняты меры против неподчинения пленных, в то время как желающие трудиться должны вознаграждаться достаточным питанием и хорошими условиями.

7. Донесения

a) Армии каждые 3 дня в 12.00 докладывают о количестве офицеров, унтер-офицеров и рядовых отдельно согласно распоряжению ОКХ Генеральный штаб сухопутных войск/генерал-квартирмейстер № 1/1160/41 секретно от 24.1.41, главное командование сухопутных войск/генерал-квартирмейстер.

b) 1-го и 15-го числа каждого месяца командования групп армий предоставляют донесения отдельно о поступивших офицерах, унтер-офицеров и рядовых

1. Увеличение количества пленных, направленных на работу в тылу армии с момента последнего рапорта,

2. Общее количество пленных, захваченных с начала операции в тыловом оперативном районе, а также отдельно по следующим критериям:

a) занятые на работе,

b) не работающие, находящие в лагерях,

c) военнопленные в территории 1-го военного округа и генерал-губернаторства,

3. Пленные, с момента последнего рапорта отправленные на территорию 1-го военного округа и генерал-губернаторства.
 

V. Закрытие границы.

Для мер по ограничению пассажирских, новостных, товарных и платежных перевозок в Россию, которые необходимо провести до начала операции, по-прежнему действуют особые правила.

С началом наступления граница между Рейхом (включая Генерал-губернаторство) и Россией будет заблокирована для любого передвижения. Помимо военнослужащих вермахта, пересекать границу могут только определенные полицейские органы и обладатели пограничных пропусков.

Контроль за закрытием границы за исключением связи осуществляется таможенной пограничной охраной, а на определенных пеших путях - пограничной полицией СС. Блокирование обмена информацией будет регулироваться особым приказом.

Отсюда следуют положения об организации блокады границы и вытекающих исключениях.
 

По поручению: Гальдер


[1] Имеющиеся здесь в оригинале следующие слова – политические комиссары – вычеркнуты от руки – Прим. док.

 

Перевод с немецкого языка А.А. Дерюгиной.

Опубл.: Fall Barbarossa. Dokumente zur Vorbereitung der faschistischen Wehrmacht auf die Aggression gegen die Sowjetunion (1940/41). Berlin, 1970. S. 299–304.

 

Anlage 6 Teil C zu OKH/GenStdH/Op Abt (IN) Nr. 050/41 gen. Kdos. (= OKH/GenStdH/GenQu Abt Kriegsverwaltung Nr. 11/0315/41 geh. Kdos.), unterzeichnet: I.A. Halder, 60 Ausf.: 59. Ausf.
 

Die Sicherung der großen Verkehrsweg und die Ausnutzung des Landes für die Bedürfnisse der Truppe zur Entlastung des Nachschubs ist von ausschlaggebender Bedeutung für die Operationen. Es kommt daher darauf an, daß alle im rückwärtigen Gebiet eingesetzten Kräfte des Heeres ausschließlich für diese Aufgaben eingesetzt werden.

Die planmäßige Verwaltung und Ausnutzung des Landes kann erst eine spätere Sorge sein. Sie ist nicht Aufgabe des Heeres. Jedoch sind sinnlose Zerstörungen und Vergeudung kriegswichtigen Güter mit allen Mitteln zu verhindern.
 

I. Organisation und Sicherung im rückwärtigen Gebiet

1. Das Feindgebiet wird Operationsgebiet.

2. Im Armeegebiet üben die Oberbefehlshaber der Armeen vollziehende Gewalt aus und sind für Sicherung und Ausnutzung des Landes verantwortlich.

Die Heeresgruppenkommandos unterstellen den Armeen von Operationsbeginn, sodann laufend entsprechend der zunehmenden Tiefe der rückwärtigen Armeegebiete Teile der Sicherungsdivisionen. Diese sind unter den Kommandanten des rückwärtigen Armeegebiets nach näherer Anordnung der Heeresgruppen zum Schutz der Versorgungsstützpunkte und der Hauptnachschubstraßen einzusetzen.

Die den Armeen unter dem Kommandant rückwärtiges Armeegebiet kriegsgliederungsmäßig unterstehenden Ordnungsdienste sind im allgemeinen ostwärts des Bereiches der Sicherungsdivisionen beweglich einzusetzen. Auf die Sicherung der rückwärtigen Verbindungen durchgebrochener Panzerverbände wird besonders hingewiesen.

Die Heeresgruppenkommandos sind dafür verantwortlich, daß auch die Eingreifgruppen der Sicherungsdivisionen, die gemäß OKH Generalstab des Heeres Operations Abteilung/Generalquartiermeister Nr. 11/0245/41 geheime Kommandosache Chefsache, v. 19.3.1941 zur Grenzsicherung oder zum Vortäuschen eines Angriffs herangezogen werden, spätestens nach Ablauf der ersten Grenzoperationen ihren eigentlichen Aufgaben zugeführt werden.

3. Die Tiefe des Armeegebietes wird auf das unbedingt erforderliche Maß beschränkt werden. Sobald es die Lage gestattet, wird daher auf Befehl des OKH ein „Rückwärtiges Heeresgebiet« gebildet, das von den Heeresgruppen zu übernehmen ist. Hierzu wird im Streifen jeder Heeresgruppe ein dem Heeresgruppenkommando unmittelbar unterstellter „Befehlshaber des rückwärtigen Heeresgebiets“ (Kriegsgliederung siehe Anlage 1) eingesetzt. Er übt vollziehende Gewalt nach den Weisungen des Oberbefehlshabers der Heeresgruppe aus und ist für Sicherung und Ausnutzung des Landes in seinem Gebiet verantwortlich.

Die Sicherungsdivisionen (Kriegsgliederung siehe Anlage 2) sind dem Befehlshaber des rückwärtigen Heeresgebietes zu unterstellen. Ihr flügelweiser Einsatz in einer den Armeeabschnitten entsprechenden Breite wird oft zweckmäßig sein; doch kann auch treffenweiser Einsatz notwendig werden.

Im Zuge der fortschreitenden Operationen wird die vordere Grenze des rückwärtigen Heeresgebiets durch das OKH auf Vorschlag des Heeresgruppenkommandos jeweils vorverlegt. Über die Vorverlegung der rückwärtigen Grenze des Heeresgebiets bzw. Abgabe von Teilen dieses Gebietes an eine politische Verwaltung ergeht besonderer Befehl.

4. Die Sicherungsaufgaben im rückwärtigen Gebiet (rückwärtigen Armee- und Heeresgebiet) umfassen:

a) Sicherung der Versorgungsstützpunkte,

b) Sicherung der Nachschubstraßen und Querverbindungen an den wichtigsten Verkehrknotenpunkten und Brücken,

c) Sicherung der Nachschubtransporte, gegebenenfalls durch Geleit, und Überwachung der Rollbahnen durch Streifen,

d) Sicherung der wichtigsten Flughäfen,

e) Sicherung der Eisenbahnen und Nachrichtenverbindungen,

f) Regelung des Straßenverkehrs,

g) Bewachung und Abschub der Kriegsgefangenen: Einsatz von Kriegsgefangene-Arbeitsabteilungen,

h) Bewachung zurückgelassener Lagerbestände und Beutelager.

Der Schwerpunkt liegt auf der Sicherung der Versorgungsstützpunkte (auf Verfügung OKH/Generalstab des Heeres/Ausbildungs-Abteilung (Ja) Nr. 700/41 g. v. 21.3.1941 wird hingewiesen).

6. Für den Einsatz der Kräfte der Befehlshaber des rückwärtigen Heeresgebietes und der Sicherungsdivisionen gelten folgende Grundsätze:

a) Die Befehlshaber des rückwärtigen Heeresgebietes, die Kommandos der Sicherungsdivisionen und die örtlichen Führer der eingesetzten Kräfte arbeiten im engsten Einvernehmen mit der Befehlsstelle Generalquartiermeister, den Oberquartiermeistern der Armeen und den Leitern der Versorgungsstützpunkte sowie mit den betreffenden Nachrichtenführern. Es muß erreicht werden, daß wenige, gut gesicherte, einheitlich geleitete Stützpunkte für Versorgung und Beherrschung des Landes unter Ausnutzung des zwangsläufig weitmaschigen Nachrichtennetzes entstehen.

b) Feldkommandanturen und Ortskommandanturen sind an wichtigen Punkten der Nachschubstraßen und Querverbindungen (Versorgungsstützpunkte, Verkehrsknotenpunkte pp.) nach näherer Anweisung der Heeresgruppe Kommandos bodenständig einzusetzen. Sie bilden mit den zu unterstellenden Sicherungstruppen und Polizeikräften Stützpunkte für Versorgung, Beherrschung des Landes und Nachrichtenwesen, die gegen jede Feindeinwirkung nachhaltig zu sichern sind.

c) Die Sicherungstruppen versehen den örtlichen Sicherungsdienst in den Versorgungsstützpunkten, auf den Nachschubstraßen und in wichtigen Lagern.

d) Die Feldgendarmerie- und Polizei-Einheiten sind im Polizeidienst (Verkehrsregelung, Ordnungsdienst) einzusetzen. Geschlossener Einsatz ist nur in besonderen Fällen vorzusehen.

Eine wohldurchdachte und rücksichtslos durchgeführte Verkehrsregelung (Straßenkommandanten, Blockverkehr, Einbahnstraßen usw.) ist von entscheidender Bedeutung für das Flüssighalten des Verkehrs auf den wenigen zur Verfügung stehenden Nachschub Straßen. Die im Verkehrsregelungsdienst eingesetzten Kräfte sind durch die örtlich eingesetzten Sicherungstruppen zu unterstützen.

e) Die Eingreiftruppen sind an taktisch wichtigen Punkten zur Verfügung zu halten und gegen versprengte Feindkräfte oder sich bildende Banden angriffsweise einzusetzen.

f) Durch Truppenstreifen („Jagdkommandos“) sind die Nachschubstraßen und wichtigen Querverbindungen zu überwachen.

g) Der rechtzeitige Einsatz der Ordnungsdienste macht es erforderlich, daß die hierzu benötigten Kräfte möglichst dicht hinter der kämpfenden Truppe vorgeführt werden.

7. Aktiver oder passiver Widerstand der Zivilbevölkerung ist mit scharfen Straf maßnahmen im Keime zu ersticken. Selbstbewußtes und rücksichtsloses Auftreten gegenüber den deutschfeindlichen Elementen wird ein wirksames Vorbeugungsmittel sein. Frühzeitig muß darüber Klarheit schaffen werden, auf welche Bevölkerungsteile sich die deutsche Truppe stützen kann. Die der Sowjet russischen Regierung und Stattsform feindliche Bevölkerung ist den deutschen Interessen, gegebenenfalls durch Zubilligung gewisser Freiheiten und materieller Vorteile, nutzbar zu machen.

8. Im rückwärtigen Armeegebiet und im rückwärtigen Heeresgebiet führt der Reichsführer SS mit eigenen Organen selbständig und in eigener Verantwortlichkeit Sonderaufgaben durch. Hierüber ergeht besonderer Befehl.

9. Nachrichtenverbindungen, Straßenbau und technische Aufgaben siehe Teil D.
 

II. Verwaltung und Ausnutzung des Landes.

In eine planmäßige Verwaltung wird das eroberte Feindgebiet erst übernommen werden, wenn es aus dem rückwärtigen Heeresgebiet ausgeschieden ist. Bis zu diesem Zeitpunkt sind nur solche Verwaltungsmaßnahmen zu ergreifen, die zur Sicherung der rückwärtigen Gebiete und Ausnutzung des Landes für die Truppe unbedingt erforderlich sind.

Die notwendigen wirtschaftlichen Maßnahmen werden im Auftrage des Reichsmarschalls durch das Wehrwirtschafts- und Rüstungsamt in engster Anlehnung an die militärische Kommandogewalt durchgeführt. Hierüber ergeht Sonderbefehl.
 

III. Aufmarschgebiet.

Ostpreußen und das Generalgouvernement werden nicht zum Operationsgebiet erklärt werden. Der Oberbefehlshaber des Heeres ist jedoch berechtigt, diejenigen Maßnahmen anzuordnen, die zur Durchführung seines militärischen Auftrages und zur Sicherung der Truppe notwendig sind. Diese Ermächtigung wird auf die Oberbefehlshaber der Heeresgruppen und Armeen mit dem Tage des Operationsbeginns übertragen. Die Anordnungen der Oberbefehlshaber gehen allen anderen Obliegenheiten und den Weisungen der zivilen Stellen vor.
 

IV. Kriegsgefangenenwesen

1. Die Kriegsgefangenen sind wertvolle Arbeitskräfte. Ihre beschleunigte Nutzbarmachung im Operationsgebiet für Zwecke der Truppe ist von besonderer Wichtigkeit.

Bereits die Divisionen können im Rahmen des eigenen Bedarfs den Versorgungs-Truppen Kriegsgefangene als Arbeitskräfte zuteilen.

Sache der Armeeoberkommandos und der Befehlshaber des rückwärtigen Heeresgebietes ist es, mit einfachsten Mitteln aus Kriegsgefangenen Arbeitskompanien zu bilden zum Einsatz in den Versorgungsstützpunkten, zum Straßen- und Brückenbau sowie zur Ausnutzung des Landes für die Truppe.

Zur Aufstellung dieser Arbeitskompanien ist es notwendig, daß den Kriegsgefangenen bei der Gefangennahme Beutefahrzeuge und vor allen Dingen Beutefeldküchen, möglichst mit Bespannung, belassen werden.

Ein Abschub ins Reich bat sich auf die im Operationsgebiet nicht eingesetzten Kriegsgefangenen zu beschränken. Die in den Anfangsschlachten anfallenden Kriegsgefangenen sind sofort geschlossen in die Stammlagers der durch OKW eingerichteten Heimatorganisation (Gliederung wird rechtzeitig verteilt) zu überführen.

Das kriegsgefangene Führerpersonal (Offiziere,[1] Unteroffiziere) ist vordringlich abzusondern und in die Heimatorganisation abzuschieben.

2. Durch die Divisionen sind Division Gefangener Sammelstellen mit eigenen Bewachungskräften einzurichten.

Aufgabe der Armeeoberkommandos ist es, durch Vorwerfen von Abholkommandos (Feldgendarmerie, Landesschützen auf Fahrrad usw.) den Divisionen so frühzeitig wie möglich die Bewachung der Gefangenen abzunehmen. Es ist anzustreben, größere Divisions Gefangener Sammelstellen frühzeitig als Armee-Gefangener Sammelstellen zu übernehmen. In den Armee-Gefangener Sammelstellen sind die Gefangenen in größeren Arbeitseinheiten zusammenzufassen und zur Arbeit einzusetzen.

Der verbleibende Überschuß ist den durch die Sicherungsdivisionen in der Nähe der Versorgungsstützpunkte einzurichtenden Durchgangslagern zuzuführen, die ebenfalls Arbeitseinheiten bilden und einsetzen. Der Weitertransport der restlichen Kriegsgefangenen erfolgt in die Stammlager der Heimat.

3. Armee-Gefangener Sammelstellen und Durchgangslager verfügen über eigene Bewachungskräfte. Da diese jedoch nur schwach sind, haben die Heeresgruppen im Bedarfsfalle Kräfte rückwärtiger Truppenteile zur Bewachung der Gefangenen zusätzlich heranzuziehen.

4. Der Kriegsgefangene Bez. Kommandant des Befehlshaber des rückwärtigen Heeresgebiets [ist] dessen Sachbearbeiter für Fragen des Kriegsgefangene Wesens. Er schlägt den Einsatz der Durchgangslager und der durch diese aufzustellenden Arbeitsabteilungen vor. Er sorgt für den Abtransport in die Stammlager.

5. Zum Abschub von Kriegsgefangene sind Leerkolonnen auszunutzen. Durch Marschbewegungen von Kriegsgefangene darf keine Störung des Straßenverkehrs eintreten, wie es im Westen der Fall war.

6. Beurlaubungen und Entlassungen von Kriegsgefangene sind verboten. Gegen Unbotmäßigkeiten von Gefangenen ist von vornherein scharf einzuschreiten, während williger Arbeitsdienst durch ausreichende Verpflegung und gute Fürsorge zu belohnen ist.

7. Meldungen

a) Die Armeen melden alle 3 Tage bis 12.00 Uhr den Zugang an Gefangenen während der letzten 3 Tage, getrennt nach Offizieren, Unteroffizieren und Mannschaften entsprechend Verfügung OKH Generalstab des Heeres/Generalquartiermeister 1/1160/41 geh. v. 24.1.41, Muster 7, an OKH/ Generalquartiermeister.

b) Die Heeresgruppenkommandos melden am 1. und 15. jeden Monats getrennt nach Offizieren, Unteroffizieren und Mannschaften

1. den Zugang der im rückwärtigen Heeresgebiet seit der letzten Meldung zur Arbeit eingesetzten Gefangenen,

2. die Gesamtzahl der seit Operationsbeginn im Bereich des rückwärtigen Heeresgebietes angefallenen Gefangenen getrennt nach

a) den zur Arbeit eingesetzten,

b) den ohne Arbeitseinsatz in Lagern befindlichen,

c) den an die Heimatorganisation abgeschobenen Gefangenen,

3. die seit der letzten Meldung an die Heimatorganisation abgeschobenen Gefangenen.
 

V. Grenzsperre

Für die vor Beginn der Operationen erforderlichen Maßnahmen zur Beschränkung des Personen-, Nachrichten-, Waren- und Zahlungsverkehrs nach Rußland ergehen noch besondere Richtlinien.

Mit Angriffsbeginn wird die Grenze zwischen dem Reich (einschließlich Gen.Gouv.) und Rußland für jeden Verkehr gesperrt. Der Grenzübertritt ist außer Angehörigen der Wehrmacht und des Wehrmachtgefolges nur bestimmten Polizeiorganen und Inhabern von Grenzdurchlaßscheinen gestattet.

Die Durchführung der Grenzsperre mit Ausnahme des Nachrichtenverkehrs erfolgt durch den Zollgrenzschutz (Verstärkter Grenzaufsichtsdienst) und an bestimmten Übergängen durch SS-Grenzpolizei. Die Sperrung des Nachrichtenverkehrs wird noch besonders befohlen.

Durchführungsbestimmungen über die Ausgestaltung der Grenzsperre und Ausnahmen von dieser folgen.

 


[1] Im Original sind die hier folgenden Worte – politische Kommissare – handschriftlich gestrichen.

 

Fall Barbarossa. Dokumente zur Vorbereitung der faschistischen Wehrmacht auf die Aggression gegen die Sowjetunion (1940/41). Berlin, 1970. S. 299–304.