Приказ главнокомандующего сухопутными войсками генерал-фельдмаршала В. фон Браухича о введении полиции безопасности в состав армии

28 апреля 1941 г.

Опубл.: Мюллер Н. Вермахт и оккупация. (1941–1944). О роли вермахта и его руководящих органов в осуществлении оккупационного режима на советской территории. Пер. с нем. – М., 1974. – С. 363–366; Fall Barbarossa. Dokumente zur Vorbereitung der faschistischen Wehrmacht auf die Aggression gegen die Sowjetunion (1940/41). Berlin, 1970. S. 305–307.

Указатели и теги

Географический указатель

На 1941 год:
В настоящее время:

28 апреля 1941 г. Приказ главнокомандующего сухопутными войсками генерал-фельдмаршала В. фон Браухича о введении полиции безопасности в состав армии.[1]

 

Главное командование сухопутных войск.

Генеральный штаб (генерал-квартирмейстер).

№ 11/2101/41,

Секретно.

Содержание: О введении полиции безопасности в состав армии
 

Осуществление особых задач полицией безопасности вне войск делает необходимым введение особых команд (СД) в районе операций.

С согласия шефа полиции безопасности и СД введение полиции безопасности и СД в районе операций регулируется следующим образом:

1. Задачи:

а) В тыловом армейском районе.

Выявление перед началом операций установленных объектов (материалы, архивы, картотеки враждебных империи или государству организаций, союзов, групп и т.д.), а также особо важных частных лиц (видных эмигрантов, саботажников, террористов и т.д.). Командующий армией может исключить введение особых отрядов в те, армейские районы, где это может повредить проведению операций.

б) В тыловом оперативном районе.

Обнаружение и подавление враждебных рейху и государству намерений лиц и организаций, а также информация командующих тыловыми прифронтовыми районами о политическом положении.

Для совместной работы с офицерами абвера или органами контрразведки действуют основные положения для сотрудничества тайной государственной полиции с отделами контрразведки вермахта, составленные сообща с отделом контрразведки оперативного отдела 1 января 1937 г.

2. Сотрудничество особых отрядов и военных командных инстанций в тыловом армейском районе (к 1«а»).

Особые отряды полиции безопасности (СД) осуществляют свои задачи под личную ответственность. Они подчинены армиям в вопросах гарнизонной службы (переброска, снабжение и размещение). В дисциплинарном и судебном отношении подчинены шефу полиции безопасности и СД. Эти отряды получают специальные распоряжения от шефа полиции безопасности и СД и в данном случае подчинены приказам армий лишь в ограниченной мере (см. параграф 1«а»).

Для централизованного управления этими отрядами в каждой армии вводится уполномоченный шефа тайной полиции и СД. Он обязан своевременно- доводить до сведения командующего армией указания, направленные ему от шефа тайной полиции и СД. Командующий имеет право давать уполномоченным директивы, необходимые для успешного выполнения операций. Эти директивы подлежат первоочередному выполнению.

Уполномоченные поддерживают постоянный тесный контакт с разведывательным отделом. Разведывательный отдел согласовывает задания особых отрядов с военной контрразведкой, деятельностью полевой тайной полиции в соответствии с характером проводимых операций.

Особые отряды имеют право в рамках своих заданий под личную ответственность принимать исполнительные меры против гражданского населения. При этом они обязаны теснейшим образом сотрудничать с контрразведкой. Меры, которые могут отразиться на операциях, требуют разрешения командующего армией.

3. Сотрудничество оперативных групп или отрядов полиции безопасности (СД) с командующим тыловым прифронтовым районом (к 1«б»).

В тыловом прифронтовом районе вводятся оперативные группы и отряды полиции безопасности (СД). Они подчиняются уполномоченным шефа полиции безопасности и СД при командующем прифронтовым районом и подчинены последнему по вопросам гарнизонной службы.

Эти группы и отряды получают особые директивы от шефа полиции безопасности и СД.

Если для передачи приказов нет никаких других средств связи, органы СД пользуются собственной радиосвязью и особыми шифрами. Распределение частот для связи регулирует начальник службы связи сухопутной армии.

Уполномоченные и в соответствующих случаях руководители оперативных отрядов охраны тыла при дивизиях обязаны своевременно доводить полученные ими директивы до сведения военного командования. В случае опасности при обстоятельствах, не допускающих промедления, командующий тыловым прифронтовым районом имеет право давать им указания, подлежащие первоочередному выполнению.

Оперативные группы или отряды имеют право в рамках своих заданий под личную ответственность принимать исполнительные меры против гражданского населения.

Они обязаны теснейшим образом сотрудничать с контрразведкой.

4. Разграничение полномочий между особыми отрядами, оперативными отрядами, оперативными группами и полевой тайной полицией.

Обеспечение безопасности войск и непосредственная их охрана остаются главными задачами полевой тайной полиции. Все дела этого рода от особых отрядов или оперативных групп и отрядов сразу же передаются тайной полевой полиции, которая немедленно передает все дела из сферы задач особых отрядов этим отрядам или оперативным группам и отрядам. В остальных вопросах сохраняет силу соглашение от 1 января 1937 г. (см. параграф 1).
 

Фон Браухич


[1] Подготовленный 26 марта 1941 г. проект этого приказа был 4 апреля 1941 г. направлен генерал-квартирмейстером сухопутных войск генерал-майором Э. Вагнером начальнику полиции безопасности и СД Р. Гейдриху с просьбой ознакомиться и дать согласие (DMA Potsdam. W 31.00./5. Bl. 142–145) – Прим. док.

 

Опубл.: Мюллер Н. Вермахт и оккупация. (1941–1944). О роли вермахта и его руководящих органов в осуществлении оккупационного режима на советской территории. Пер. с нем. – М., 1974. – С. 363–366.

 

OKH/GenStdH/GenQu Abt Kriegsverwaltung Nr. 11/2101/41 geh., unterzeichnet: von Brauchitsch[1]

 

Die Durchführung besonderer sicherheitspolizeilicher Aufgaben außerhalb der Truppe macht den Einsatz von Sonderkommandos der Sicherheitspolizei (SD) im Operationsgebiet erforderlich. Mit Zustimmung des Chefs der Sicherheitspolizei und des SD wird der Einsatz der Sicherheitspolizei und des SD im Operationsgebiet wie folgt geregelt:

1. Aufgaben

a) Im rückwärtigen Armeegebiet:

Sicherstellung vor Beginn von Operationen festgelegter Objekte (Material, Archive, Karteien von reichs- oder staatsfeindlichen Organisationen, Verbänden, Gruppen usw.) sowie besonders wichtiger Einzelpersonen (führende Emigranten, Saboteure, Terroristen usw.). Der Oberbefehlshaber der Armee kann den Einsatz der Sonderkommandos in Teilen des Armeegebietes ausschließen, in denen durch den Einsatz Störungen der Operationen eintreten können.

b) Im rückwärtigen Heeresgebiet:

Erforschung und Bekämpfung der staats- und reichsfeindlichen Bestrebungen, soweit sie nicht der feindlichen Wehrmacht eingegliedert sind, sowie allgemeine Unterrichtung der Befehlshaber der rückwärtigen Heeresgebiete über die politische Lage.

Für die Zusammenarbeit mit den Abwehroffizieren bzw. Abwehrstellen gelten sinngemäß die mit der Abwehrabteilung Ia WA am 1.1.1937 gemeinsam aufgestellten Grundsätze für die Zusammenarbeit zwischen der Geheimen Staatspolizei und den Abwehrstellen der Wehrmacht.

2. Zusammenarbeit zwischen den Sonderkommandos und den militärischen Kommandobehörden im rückwärtigen Armeegebiet (zu la)

Die Sonderkommandos der Sicherheitspolizei (SD) führen ihre Aufgaben in eigener Verantwortlichkeit durch. Sie sind den Armeen hinsichtlich Marsch, Versorgung und Unterbringung unterstellt. Disziplinäre und gerichtliche Unterstellung unter den Chef der Sicherheitspolizei und des SD werden hierdurch nicht berührt.

Sie erhalten ihre fachlichen Weisungen vom Chef der Sicherheitspolizei und des SD und sind bezüglich ihrer Tätigkeit gegebenenfalls einschränkenden Anordnungen der Armeen (siehe Ziffer la) unterworfen.

Für die zentrale Steuerung dieser Kommandos wird im Bereich jeder Armee ein Beauftragter des Chefs der Sicherheitspolizei und des SD eingesetzt.

Dieser ist verpflichtet, die ihm vom Chef der Sicherheitspolizei und des SD zugegangenen Weisungen dem Oberbefehlshaber der Armee rechtzeitig zur Kenntnis zu bringen. Der militärische Befehlshaber ist berechtigt, an den Beauftragten Weisungen zu geben, die zur Vermeidung von Störungen der Operationen erforderlich sind; sie gehen allen übrigen Weisungen vor. Die Beauftragten sind auf ständige enge Zusammenarbeit mit dem Ic angewiesen; Abstellung eines Verbindungsbeamten des Beauftragten zum Ic kann von den Kommandobehörden gefordert werden.

Der Ic hat die Aufgaben der Sonderkommandos mit der militärischen Abwehr, der Tätigkeit der Geh.Feldpolizei und den Notwendigkeiten der Operationen in Einklang zu bringen. Die Sonderkommandos sind berechtigt, im Rahmen ihres Auftrages in eigener Verantwortung gegenüber der Zivilbevölkerung Exekutivmaßnahmen zu treffen.

Sie sind hierbei zu engster Zusammenarbeit mit der Abwehr verpflichtet. Maßnahmen, die sich auf die Operationen auswirken können, bedürfen der Genehmigung: des Oberbefehlshabers der Armee.

3. Zusammenarbeit zwischen den Einsatzgruppen bzw. -kommandos der Sicherheitspolizei und des SD und dem Befehlshaber im rückwärtigen Heeresgebiet (zu lb)

Im rückwärtigen Heeresgebiet werden Einsatzgruppen und Einsatzkommandos der Sicherheitspolizei (SD) eingesetzt. Sie unterstehen dem Beauftragten des Chefs der Sicherheitspolizei und des SD beim Befehlshaber des rückwärtigen Heeresgebietes und sind letzterem hinsichtlich Marsch, Unterkunft und Versorgung unterstellt.

Sie erhalten ihre fachlichen Weisungen vom Chef der Sicherheitspolizei und des SD.

Zur Befehlsübermittlung bedienen sie sich, falls keine anderen Nachrichtenmittel verfügbar sind, des Funkweges mit eigenen Geräten und besonderen Schlüsselmitteln. Die Frequenzzuteilung regelt Chef HNW.

Der Beauftragte und gegebenenfalls die Kommandoführer der Einsatzkommandos bei den Sicherungsdivisionen sind verpflichtet, die ihnen zugegangenen Weisungen den militärischen Befehlshabern rechtzeitig zur Kenntnis zu bringen. Bei Gefahr im Verzuge ist der Befehlshaber im rückwärtigen Heeresgebiet berechtigt, einschränkende Weisungen zu erteilen, die allen übrigen Weisungen vorgehen.

Die Einsatzgruppen bzw. -kommandos sind berechtigt, im Rahmen ihres Auftrages in eigener Verantwortung Exekutivmaßnahmen gegenüber der Zivilbevölkerung zu treffen.

Sie sind zu engster Zusammenarbeit mit der Abwehr verpflichtet.

4. Abgrenzung der Befugnisse zwischen Sonderkommandos, Einsatzkommandos und Einsatzgruppen und der Geheimen Feldpolizei

Die abwehrpolizeilichen Aufgaben innerhalb der Truppe und der unmittelbare Schutz der Truppe bleiben alleinige Aufgabe der Geheimen Feldpolizei. Alle Angelegenheiten dieser Art sind von den Sonderkommandos bzw. Einsatzgruppen und -kommandos sofort an die Geheime Feldpolizei abzugeben, wie umgekehrt diese alle Vorgänge aus dem Aufgabenbereich der Sonderkommandos ungesäumt an die Sonderkommandos bzw. Einsatzgruppen und Einsatzkommandos abzugeben hat. Im übrigen gilt auch hierfür das Abkommen vom 1.1.1937 (siehe Ziffer 1).

 


[1] Den Entwurf dieses Befehls vom 26. März 1941 sandte der Generalquartiermeister des Heeres Generalmajor Wagner am 4. April 1941 an den Chef der Sicherheitspolizei und des SD Heydrich mit der Bitte, ihn zu prüfen und sich einverstanden zu erklären (DMA Potsdam, W 31.00./5, Bl. 142–145).

 

Fall Barbarossa. Dokumente zur Vorbereitung der faschistischen Wehrmacht auf die Aggression gegen die Sowjetunion (1940/41). Berlin, 1970. S. 305–307.