Меморандум рейхсляйтера А. Розенберга относительно целей агрессии и методов установления господства на оккупированных территориях СССР

2 апреля 1941 г.

Опубл.: Дашичев В.И. Банкротство стратегии германского фашизма. Исторические очерки, документы и материалы. В 2-х тт. – М., 1973. Т. 2: Агрессия против СССР. Падение «третьей империи». 1941–1945 гг. – С. 23–28; Trial the Major War Criminals before the International Military Tribunal. Nuremberg 14 November 1945 – 1 October 1946. Vol. XXVI. Nuremberg, 1949. S. 547–554; Fall Barbarossa. Dokumente zur Vorbereitung der faschistischen Wehrmacht auf die Aggression gegen die Sowjetunion (1940/41). Berlin, 1970. S. 292–298.

Указатели и теги

Географический указатель

Именной указатель

2 апреля 1941 г. Меморандум рейхсминистра восточных оккупированных территорий А. Розенберга относительно целей агрессии и методов установления господства на оккупированных советских территориях.
 

Относительно: СССР.
 

Современная большевистская Россия, как и бывшая царская, представляет собой конгломерат весьма разнородных этнических групп. Он возник в результате аннексии Россией как родственных, так и совершенно чуждых государственных образований.

Военное столкновение с СССР поведет к чрезвычайно быстрой оккупации важных и крупных пространств. Весьма вероятно, что за первыми ударами наших вооруженных сил очень скоро последует полная военная катастрофа Советского Союза. В этом случае оккупация территории представляла бы собой не столько военную, сколь административную и экономическую проблему. Здесь возникает первый вопрос:

Будет ли оккупация определяться лишь чисто военными и экономическими соображениями или ее зона должна зависеть, в частности, и от политических факторов – будущего начертания границ той или иной области? В этом последнем случае необходимо будет прежде всего определить преследуемую нами политическую цель. Это, несомненно, отразится и на военных действиях.

Если целью военных действий будет политическое уничтожение восточной империи, переживающей состояние упадка, то отсюда следуют выводы:

1) должны быть оккупированы территории огромной протяженности;

2) управлять отдельными частями этих территорий – как с административной, так и с экономической и идеологической точек зрения – нужно будет, заранее учитывая поставленные политические цели;

3) наиболее целесообразно было бы сконцентрировать в одних руках решение тех вопросов, которые касаются управления всеми этими колоссальными территориями, особенно таких, как: обеспечение важных в военном отношении поставок для продолжения войны против Англии, поддержание уровня необходимой экономической продуктивности предприятий. В случае отсутствия централизованного органа управления может случиться так, что даже принципиальные директивы, издаваемые в отдельных областях, будут построены на совершенно различных основах.

Следует еще раз подчеркнуть, что все нижеследующие соображения можно считать действительными только при условии обеспечения важных в военном отношении поставок из оккупируемых районов, поскольку эти поставки необходимы Великогерманской империи для продолжения войны.

Рассматривая карту народонаселения России, знаток Востока видит перед собой следующие национальные или географические единицы:

а) Великороссия с Москвой в качестве центра,

б) Белоруссия с Минском или Смоленском в качестве столицы,

в) Эстония, Латвия, Литва,

г) Украина и Крым; с Киевом в качестве центра,

д) Донская область с Ростовом в качестве столицы,

е) Кавказская область,

ж) Русская Средняя Азия, или Русский Туркестан.

 

А. Великороссия.
 

Из Московского княжества развилась после татарского ига Русская империя с ее царским режимом. Эта главная область еще и сегодня обладает наибольшей ударной силой. Поэтому, действуя против СССР, следует поставить перед собой политическую цель систематически расшатывать этот стержень России, чтобы обеспечить возможность развития другим областям. Оккупировав Великороссию, можно осуществлять ее ослабление тремя путями:

1) полным уничтожением большевистско-еврейского государственного управления без последующей организации нового разветвленного государственного аппарата;

2) глубокими и повсеместными реквизициями предметов экономики, например – вывозом всех запасов, машинного оборудования и особенно транспортных средств, речных барж и т.д. и т.п. В стране должно оставаться только то, без чего обойтись невозможно;

3) передачей значительных территорий этой центральной русской страны в компетенцию вновь образуемых административных единиц, особенно Белоруссии, Украины и Донской области.

Тем самым будет одновременно и для всех других областей открыта возможность использовать в широких рамках московитскую Россию как область ссылки нежелательных элементов населения.

 

Б. Белоруссия.
 

Белоруссия охватывает весьма отсталую в экономическом и культурном отношении часть СССР. В то же время она второй по величине еврейский резервуар СССР, так как в ней расположены насыщенные еврейством города, как Белосток, Минск, Полоцк, Витебск и др. Попытка пробудить у белорусов собственную национальную жизнь и создать жизнеспособное государственное образование может считаться предприятием чрезвычайно длительным и сложным. Белоруссия в культурном отношении стоит, например, далеко позади Литвы, а еврейство эксплуатирует коренное население сильнее, чем в Польше. И все же попытка создания отдельного государства должна быть одобрена с учетом необходимости ослабить центральную часть России.

На карте Советского Союза Белоруссия ограничена территорией, заключенной между северо-западной границей Польши и приблизительно рубежом реки Проня. Но столицей всей области следовало бы, в сущности, считать Смоленск. Белоруссии можно было бы передать в административном и этническом смысле половину теперешней Смоленской области и часть Калининской области (Калинин – бывшая Тверь). В результате граница Белоруссии приблизилась бы к Москве приблизительно на 250 км.

Если будет сочтено целесообразным пробудить у белорусов собственную политическую жизнь, то не следовало бы расчленять территорию Белоруссии, например, передавать ее земли генерал-губернаторству.

 

В. Эстония, Латвия, Литва.
 

Следует решить вопрос, не возложить ли на эти области особую задачу как на будущую территорию немецкого расселения, призванную ассимилировать наиболее подходящие в расовом отношении местные элементы.

Если такая цель будет поставлена, то к этим областям потребуется совершенно особое отношение в рамках общей задачи.

Необходимо будет обеспечить отток значительных слоев интеллигенции, особенно латышской, в центральные русские области, затем приступить к заселению Прибалтики крупными массами немецких крестьян. Можно было бы, вероятно, использовать для этой цели большой контингент колонистов из числа немцев Поволжья, отсеяв предварительно нежелательные элементы. Но не исключено переселение в эти районы также датчан, норвежцев, голландцев, а после победоносного окончания войны, и англичан, чтобы через одно или два поколения присоединить эту страну, уже полностью онемеченную, к коренным землям Германии.

В этом случае, видимо, нельзя было бы обойтись и без перемещения значительных по численности расово неполноценных групп населения Литвы за пределы Прибалтики.

 

Г. Украина (буквально «Краевая область»).
 

Главным центром государства, высший социальный слой которого составляли варяги, стал Киев. Но и после татарского ига Киев долгое время играл роль соперника Москвы. Его внутренняя самостоятельность основана на этой еще не сломленной традиции, хотя московская историография, а вслед за ней и вся европейская наука утверждают, что традиция соперничества уже исчезла.

Нашей политической линией относительно этой области стало бы поощрение стремлений к национальной независимости вплоть до потенциального создания собственной государственности – либо на Украине как таковой, либо в объединении с Донской областью и Кавказом. Это объединение составило бы Черноморский союз, которому надлежало бы постоянно угрожать Москве и прикрывать Великогерманское жизненное пространство с востока. В экономическом плане эта область одновременно представляла бы собой мощную сырьевую и пищевую базу Великогерманской империи.

К той территории, которая в СССР рассматривается как чисто украинская, следовало бы прирезать краевые районы из состава коренного русского пространства. Как упомянуто выше, это послужило бы ослаблению Великороссии и в то же время созданию политического противовеса ей. Перевести в состав Украины можно было бы часть территории нынешних Курской и Воронежской областей.

На достижение этой политической цели и следовало бы направить все экономическое и административное управление украинской территорией.

 

Д. Донская область.
 

Население ее составляют донские казаки. В национальном смысле они гораздо менее самостоятельны, чем украинцы, в культурном отношении пропитаны московским духом, политически ориентируются также преимущественно на Москву. Но они более развиты, чем белорусы. В этой области нам предстоит решить приблизительно ту же задачу, что и в Белоруссии.

Желательно было бы, кроме того, распространить Донскую область на север вплоть до границ Саратовской области, чтобы создать в административном плане стык с территорией расселения немцев Поволжья.

 

Е. Кавказ.
 

Кавказ населен совершенно различными в расовом отношении народными группами и национальными элементами. В долинах Кубани и Терека, т. е. нынешней Краснодарской и Орджоникидзевской областях, живут казаки, причисляющие себя чаще всего к украинцам. Наиболее развитая в культурном отношении нация грузины. Они заселяют пространство между Большим и Малым Кавказскими хребтами. Их самостоятельная культурная традиция и государственность насчитывают сотни лет. За ними следует Азербайджан с мусульманским населением угро-татарского происхождения. Центр Азербайджана – Баку. С юга примыкают еще армяне, в то время как северные склоны хребта населены множеством горных племен самого различного происхождения.

Эта область – нефтяной центр России. От экономической эффективности Кавказа в величайшей мере зависят производительные силы и даже само существование прочих, преимущественно аграрных частей СССР – Украины, Донской, Кубанской и Терской областей, как в известной мере и коренной русской области. Поскольку в России учреждены большевистские деревенские экономические объединения крестьян, не имеющих собственных наделов, т.е. колхозы, снабженные средствами механизированной обработки земли, постольку выращивание хлеба и вообще производство продуктов питания зависит от систематического поступления горючего на местные базы. Количество тяглового скота в русской деревне сильно упало, а поголовье распределяется по районам крайне неравномерно. Поэтому потенциальные срывы снабжения деревни жидким топливом, особенно в сочетании с трудностями содержания машинного парка и подготовки необходимых кадров для его обслуживания, привели бы к голодовкам.

 

Ж. Русская Средняя Азия, или Русский Туркестан.
 

Следует полагать, что после военного краха Советов в Европе нам удастся совсем незначительными силами ликвидировать московское господство и над Средней Азией. Эта область также населена весьма разнородными, преимущественно тюрко-монгольскими племенами, придерживающимися магометанства. Между ними и Советами существуют давние национально-религиозные противоречия. Среднеазиаты враждебны ко всему русскому, но на данном этапе не могут собственными силами освободиться от русского господства. Однако с немецкой помощью и при возникновении безвластия у Советов они смогут добиться своей цели без особых трудностей.

Средняя Азия – хлопковая база России. Согласно большевистской статистике здесь ежегодно производится 400–500 тыс. т. хлопка.

Появление немцев в Средней Азии означало бы колоссальную поддержку Ирану и Афганистану. Возникает вопрос использования при случае этих государств для более активных действий против Индии, если вообще мы планируем подобные акции. Они возможны при том условии, что Турция к этому времени уже подвергнет ревизии свою политику в указанном районе. Тогда угроза английским морским сообщениям с Индией приняла бы реальные очертания и, несомненно, вынудила бы Англию держать в этом районе значительные силы, которых ей недоставало бы в Европе и в других частях света.

 

Общие экономико-правовые вопросы.
 

Наряду с проблемой добычи нефти, главным образом на Кавказе, немедленно возникает проблема ее транспортировки, решение которой необходимо для поддержания продуктивности сельского хозяйства в оккупированных областях. Но проблема транспорта, играющая столь важную роль в обеспечении продуктивности сельского хозяйства, в свою очередь переплетается с проблемой угля. В то же время общей для всех отраслей проблемой представляются финансы.

Далее, со всеми областями жизни тесно соприкасается вопрос о частной собственности, почти полностью отмененной в Советском Союзе. Вполне вероятно, что такое положение вызовет практические последствия сразу же после оккупации русской территории. Стихийные действия совершенно необразованного населения деревень в момент возможного самовольного разгона колхозов могли бы привести к неисчислимым материальным потерям.

Ввиду этого перечисленные вопросы требуют не локального, а общего для всех территорий регулирования, с которым вполне могли бы сочетаться обусловленные местной спецификой отклонения и, может быть, различные тактические действия.

 

Выводы.
 

Из высказанных здесь в самом общем виде соображений вытекает следующий план.

1. Создание центрального органа по координации действий на территории СССР. Сроки существования этого органа могут более или менее совпадать со сроками ведения войны.

Задачи его состояли бы в том, чтобы по согласованию с высшими и другими ответственными органами империи обеспечивать:

а) разработку обязательных политических предписаний отдельным административным единицам с учетом конкретной обстановки и поставленной цели;

б) важные военные поставки из всех оккупированных областей в пользу империи;

в) разработку и решение принципиально важных для всех областей общих вопросов, как, например, относительно финансовых и денежных средств, транспорта, производства нефти, угля и продовольственных товаров.

2. Учреждение строго разграниченных по их компетенции местных органов управления в отдельных административных округах, представляющих собой замкнутые национальные или хозяйственно-политические единицы, для решения локальных, совершенно различных задач.

Если мы ограничимся созданием административного органа, исходя только из хозяйственных соображений и по традиционным схемам, т.е. такого, какой планируется в настоящее время, то он очень скоро обнаружит свою несостоятельность и не решит поставленных задач. Подобный центральный орган был бы вынужден осуществлять недифференцированное, диктуемое лишь экономическими соображениями управление на всех территориях, что могло бы помешать выполнению политической задачи, или даже, учитывая его чисто бюрократический состав, сорвать выполнение этой задачи.

Поэтому возникает вопрос, не следует ли – из соображений целесообразности – заранее учесть все здесь изложенное при формировании военно-экономической администрации. Принимая во внимание колоссальные пространства и обусловленные уже одним этим фактором трудности управления, а также условия жизни, совершенно не похожие на западноевропейские, т.е. те, к которым привело господство большевизма, следовало бы подходить ко всем вопросам, касающимся СССР, по-иному, чем к проблемам стран Западной Европы.

 

Опубл.: Дашичев В.И. Банкротство стратегии германского фашизма. Исторические очерки, документы и материалы. В 2-х тт. – М., 1973. Т. 2: Агрессия против СССР. Падение «третьей империи». 1941–1945 гг. – С. 23–28.

 

Abschrift

Betrifft: UdSSR.
 

Wie das einstige zaristische so ist auch das bolschewistische Russland ein aus sehr verschiedenartigen Völkerschaften zusammengesetztes Konglomerat, entstanden durch Annexion verwandter oder auch stark wesensfremder Staatsgebilde.

Eine militärische Auseinandersetzung mit den UdSSR. wird zu einer ausserordentlich schnellen Okkupation eines wichtigen grossen Teiles der UdSSR führen. Es ist sehr wahrscheinlich, dass auf ein militärisches Vorgehen unsererseits sehr bald der militärische Zusammenbruch der UdSSR. folgt. Die Besetzung der Gebiete würde dann weniger militärische als verwaltungsmässige und wirtschaftliche Schwierigkeiten aufwerfen. Hier entsteht die erste Frage:

Soll die Besetzung von rein militärischen bzw. wirtschaftlichen Notwendigkeiten bestimmt werden, der sind für die Ausdehnung der Besetzung auch schon politische Gründe für eine künftige Gestaltung der Gebiete mitbestimmend? In diesem Falle ist die Festlegung des zu erreichenden politischen Zwecks vordringlich, da er unzweifelhaft auch auf das militärische Vorgehen zurückwirken wird.

Wird als Ziel des militärischen Vorgehens eine politische Zertrümmerung des östlichen Grossreiches in seinem derzeitigen Schwächezustand festgelegt, dann ergeben sich folgende Schlussfolgerungen:

1.) Die Besetzung muss ungeheuer grosse Gebiete umfassen;

2.) Die Behandlung der einzelnen Gebietsteile sollte von vornherein auf die angestrebten politischen Ziele ausgerichtet werden, sowohl in verwaltungsmässiger als auch wirtschaftlicher und ideologischer Hinsicht;

3.) die Behandlung der für diese ungeheuren Gebiete übergeordneten Fragen, wie insbesondere die Sicherstellung der kriegswichtigen Lieferungen zur Fortführung des Krieges gegen England, die Aufrechterhaltung der deswegen notwendigen wirtschaftlichen Leistungsfähigkeit und die für die einzelnen Gebiete von einander vollig abweichenden grossen Direktiven sollten wiederum am besten in einer Stelle konzentriert werden.

Es soll hier nochmals betont werden, dass auch alle nachfolgenden Ausführungen natürlich nur nach Sicherstellung der zur Fortführung des Krieges für das Grossdeutsche Reich eben notwendigen kriegswichtigen Lieferungen aus dem zu besetzenden Gebiet Geltung haben.

Aus der Bevölkerungskarte Russlands ergeben sich für den Kenner des Ostens folgende nationale oder geographische Einheiten:

a) Grossrussland mit Moskau als Zentrum,

b) Weissrussland mit Minsk bzw. Smolensk als Hauptstadt,

c) Estland, Lettland und Litauen

d) Ukraine und die Krym mit Kiew als Zentrum

e) das Dongebiet mit Rostow als Hauptstadt

f) das Kaukasusgebiet

g) Russisch-Mittel-Asien oder Russisch-Turkestan,

 

A) Gross-Russland
 

Aus dem Moskauer Grossfürstentum entwickelte sich nach der Tatarenherrschaft das Russische Reich zaristischer Prägung: Dieses Kerngebiet besitzt auch heute noch die grösste Stosskraft. Seine sehr nachhaltige Schwächung wäre also das politische Ziel bei einem Vorgehen gegen die UdSSR, um den anderen Gebieten eine Entfaltungsmöglichkeit zu sichern. Diese Schwächung könnte durch eine zeitweilige Besetzung dieses Gebietes auf dreierlei Weise erfolgen:

1.) durch eine völlige Vernichtung der bolschewistisch jüdischen Staatsvervaltung, ohne die Errichtung einer zusammenfassenden neuen Staatsapparates zu fördern;

2.) durch eine sehr weitgehende Wirtschaftsausnutzung, wie Entf ernung aller irgendwie entbehrlichen Vorräte, maschineller Anlagen, insbesondere des vorhandenen Transportmaterials, der Flusskähne usw. usw.;

3.) durch Zuteilung grösserer Gebietsteile dieses russischen Kernlandes an neuzubildende Verwaltungseinheiten, wie insbesondere an Weissrussland, die Ukraine und das Dongebiet.

Dadurch eröffnet sich auch gleichzeitig für alle übrigen Gebiete die Möglichkeit, das moskowitische Russland als Abschubgebiet für unerwünschte Bevölkerungselemente in grösserem Ausmasse zu benutzen.

 

B) Weiss-Russland.
 

Weiss-Russland umfasst einen kulturell wie auch wirtschaftlich sehr zurückgebliebenen Teil der UdSSR. Es enthält zugleich das zweitgrösste Judenreservoire der UdSSR mit völlig verjudeten Städten, wie Bjalostok, Minsk, Polodzk, Witebsk u.a.m.

Die Erweckung eines Eigenlebens wie auch die Errichtung eines lebensfähigen staatlichen Gebildes kann als ein ausserordentlich langwieriges und auch schwieriges Unterfangen gelten. Weissrussland ist kulturell vie1 rückständiger als z.B. Litauen und vom Judentum ausgebeuteter als Polen. Trotzdem wäre im Hinblick auf die notwendige Schwächung des russischen Kernlandes ein solcher Versuch zu befürworten.

Die UdSSR hat Weissrussland auf das Gebiet von der polnischen Nord-West-Grenze bis ungefähr zur Pronja beschränkt. Aber die eigentliche Hauptstadt des ganzen Gebietes wäre Smolensk. Der halbe Verwaltungsbezirk gleichen Namens wie auch ein Teil des Verwaltungsbezirkes Kalinin (früher Twer) könnte bevölkemngsmässig hinzugerechnet oder verwaltungsmässig hinzugeschlagen werden. Dadurch würde die Grenze Weissrusslands bis auf ungefähr 250 km an Moskau herangerückt werden.

Falls die Errichtung eines politischen Eigenlebens für wünschenswert angesehen wird, wäre eine Zerstückelung dieses Gebiets evtl. zugunsten des Generalgouvernement Polen nicht zu empfehlen.

 

C) Estland, Lettland und Litauen.
 

Bei diesen Gebieten erhebt sich die Frage, ob ihnen die besondere Aufgabe zugewiesen werden sollte, deutsches Siedlungsgebiet der Zukunft unter Assimilierung der rassisch Geeignetsten zu werden.

Wird dieses Ziel gesetzt, bedürfen die Gebiete auch einer ganz besonderen Behandl-ung im Rahmen der Gesamtaufgabe.

Es müsste für eine notwendige Abschiebung grösserer Intelligenzschichten – insbesondere lettischer – ins russische Kernland Sorge getragen werden. Die Ansiedlung einer mengenmässig bedeutenden deutschen Landbevölkerung müsste in Angriff genommen werden, evtl. könnte ein grosses Kontingent dafür geeigneter deutscher Siedler aus den Wolgadeutschell – nach Ausscheidung der unerwünschten Elemente – entnommen werden. In Frage käme aber auch die Ansiedlung von Dänen, Norwegern, Holländern und – nach siegreicher Beendigung des Krieges – auch von Engländern, um im Laufe einer oder zweier Generationen dieses Gebiet als neues eingedeutschtes Land dem deutschen Kerngebiet anschliessen zu können.

Auch wäre die Aussiedlung rassisch minderwertiger, grösserer Bevölkerungsgruppen aus Litauen wohl in diesem Fall nicht zu vermeiden.

 

D) Die Ukraine (Randgebiet)
 

Zum Hauptzentrum des nordisch überschichteten Warägerstaates wurde Kiew. Aber auch nach der Tatarenherrschaft spielte Kiew eine längere Zeit den Gegenpol zu Moskau. Sein nationales Eigenleben beruht im Gegensatz zu den Behauptungen der moskowitischen Geschichtsschreibung, die auch die ganze europäische Wissenschaft beherrschte, auf einer im Grunde genommen ziemlich ungebrochenen Tradition.

Die politische Aufgabe für dieses Gebiet wäre die Förderung, des nationalen Eigenlebens bis zur evtl. Errichtung einer Eigenstaatlichkeit mit dem Ziel, allein oder in Verbindung mit dem Dongebiet und dem Kaukasus als Schwarmeerbund Moskau stets in Schach zu halten und den grossdeutschen Lebensraum von Osten her zu sichern. Wirtschaftlich aber hätte dieses Gebiet zugleich die Aufgabe, eine mächtige Rohstoff- und die ergänzende Ernährungsbasis für das Grossdeutsche Reich zu bilden.

Dem von der UdSSR als rein ukrainisch angesehenen Teil wären auch noch Grenzstreifen aus dem russischen Kerngebiet zuzuschlagen – wie schon erwähnt – um jenes zu schwächen und urn zugleich einen ständigen Gegensatz wachzuhalten. Hierbei dürfte es sich um Teile des Kursker und Woronescher Verwaltungsbezirks handeln.

Auf die Erreichung dieses politischen Zieles müsste dann auch die verwaltungsmässige und wirtschaftliche Behandlung des ganzen Gebietes ausgerichtet werden.

 

E) Das Dongebiet.
 

Es wird bewohnt von den Donkosaken. Sie sind national viel weniger eigenständig als die Ukrainer, kulturell moskowitisch durchtränkt, politisch auch vorwiegend auf Moskau ausgerichtet, aber entwickelter als die Weissrussen. Die Aufgabe in diesem Gebiet wäre der in Weissrussland ähnlich.

Eine Ausdehnung dieses Gebietes nach Norden bis zum Verwaltungsbezirk Szaratow, um den verwaltungsmässigen Anschluss an das Gebiet der Wolgadeutschen herzustellen, wäre gleichfalls wünschenswert.

 

F) Der Kaukasus
 

Der Kaukasus wird von rassenmässig völlig verschiedenartigen Bevölkerungsteilen wie auch nationalen Einheiten bewohnt. Die Flussebene des Kuban und Terek, die heutigen Verwaltungsbezirke Krasnodar und Ordschjonokidze werden von Kosaken bewohnt, die sich überwiegend den Ukrainern zurechnen. Die kulturelle fortschrittlichste Nation sind die Georgier zwischen dem Grossen und dem Kleinen Kaukasus, die auf eiie jahrhundertealte eigene kulturelle Tradition und Eigenstaatlichkeit verweisen können. Dann folgt Aserbeidschan mit einer muselmännischen Bevölkerung ugrotatarischen Ursprungs rnit Baku als Zentrum. Südlich schliessen sich noch die Armenier an, während die nördlichen Berghänge von einer ganzen Anzahl von Bergvölkern der allerverschiedensten Herkunft bewohnt werden.

Das Gebiet ist das Ölzentrum Russlands. Von der wirtschaftlichen Instandhaltung dieses Gebietes hängt zum grössten Teil die materielle Leistungsfähigkeit, ja die Existenz der übrigen vorwiegend agrarischen Teile der UdSSR, wie der Ukraine, des DonKuban und Terek-Gebietes wie auch zum Teil des russischen Kernlandes ab. Durch die Einführung der bolschewistischen gemeinsamen Dorfbewirtschaftungen ohne Eigenbesitz, der Kolchosen, mit maschineller Landbearbeitung hängt die Getreide- und Nahrungsmittelproduktion von der planmässigen Gestellung des notwendigen Betriebsstoffes ab. Infolge der stark zurückgegangenen und mengenmässig ausserordentlich differierenden Verteilung des Zugviehbestandes führt eine evtl. Drossdung der Ölgestellung – abgesehen von der Instandhaltung des Maschinenparks und Bereitstellung des notwendigen Bedienungspersonals für denselben – zu Hungersnöten.

 

G) Russisch-Mittelasien oder Russisch-Turkestan.
 

Es ist anzunehmen, dak nach dern militärischen Zusammenbruch der Sowjets in Europa es rnit sehr geringen Kräften gelingen könnte, auch die Moskauer Zwingherrschaft in Zentralasien zu beseitigen. Auch dieses Gebiet wird von sehr verschiedenartigen, vorwiegend turanisch-mongoloiden Völkerschaften bewohnt, die dem Mohammedanismus anhängen. Sie befinden sich in einem langjährigen national-konfessionellen Gegensatz zu den Sowjets und zugleich auch gegen das Russentum, ohne fürs erste in der Lage zu sein, rnit eigenen Kräften die russische Herrschaft brechen zu können. Mit deutscher Hilfe und der in den Sowjets entstehenden Kopflosigkeit durfte die Durchführung aber als nicht zu schwierig anzusehen sein.

Das Gebiet ist die Baumwollkammer Russlands rnit einer jährlichen Produktion von 4-500.000 T Baumwolle nach bolschewistischer Statistik.

Ein Erscheinen der Deutschen in Mittelasien würde eine ungeheure Rückenstärkung für Iran und Afghanistan bedeuten. Es fragt sich, ob nicht evtl. diese Staaten dadurch zu einem aktiveren Vorgehen gegen Indien veranlasst werden könnten, wenn das überhaupt beabsichtigt ist, falls auch die Türkei bis dahin ihre Haltung schon einer Revision unterzogen hätte. Die Bedrohung der englischen Verbindungswege nach Indien gewinnt dadurch eine reale Bedeutung und wird England unzweif elhaft zu grösseren Kraftentfaltungen an dieser Stelle zwingen, die ihm in Europa oder an anderen Stellen abgehen dürften.

 

Allgemeine wirtschaftlich-rechtliche Fragen.
 

Neben die Gewinnung des Öles, hauptsächlich im Kaukasus, tritt zur Erhaltung der landwirtschaftlichen Leistungsfähigkeit in den besetzten Gebieten sofort die Frage seines Transportes. Die Transportfrage, die auch für die Landwirtschaft von ausschlaggebender Bedeutung ist, ist aber wiederum mit der Regulierung der Kohlenfrage verknüpft. Gleichzeitig erscheint noch für alle Gebiete übergeordnet die Finanzfrage.

Eine ebenso allgemeine alle Gebiete berührende Frage ist die des von dem Sowjetsystem fast völlig abgeschafften Privateigentums. Es ist nicht unwahrscheinlich, dass diese Frage schon gleich bei der Besetzung des Gebietes zu praktischen Auswirkungen führt. Ein spontanes Vorgehen der völlig ungebildeten Landbevölkerung bei evtl. eigenmächtigen Auflösungen der Kolchosenwirtschaften könnte zu unabsehbaren materiellen Schädigungen führen.

Infolgedessen bedürfen diese Fragen nicht einer rayonmässigen, sondern für alle Gebiete übergeordneten Regelung, womit sich auch gebietsmässig bedingte Abweichungen als auch ein vielleicht verschiedenes taktisches Vorgehen leicht vereinbaren liesse.

 

Zusammenfassung
 

Aus den hier flüchtig skizzierten Erwägungen, ergibt sich folgender planmässiger Aufbau:

1.) Die Schaffing einer mehr oder minder nur auf die Kriegszeit beschrankten Zentralstelle fur die besetzten Gebietc der UdSSR.

Ihr obläge im Einklang mit den obersten und oberen Reichsbehörden:

a) verbindliche politische Anweisungen unter Berücksichtigung der vorgefundenen Lage und des zu erreichenden Zieles an die einzelnen Verwaltungsgebiete herauszugeben.

b) Die kriegswichtigen Lieferungen aus allen besetzten Gebieten für das Reich zu sichern.

c) Die prinzipielle Durchführung der für alle Gebiete übergeordneten Fragen, wie z.B. der Finanz- und Geldmittel, des Transports, der Öl-, Kohlen- und Nahrungsmittelproduktion vorzubereiten und zu überwachen;

2.) die Durchführung einer scharf abgegrenzten Dezentralisation in den einzelnen national oder wirtschaftspolitisch zusammengefassten Verwaltungsgebieten zur Durchführung der ihnen gestellten völlig verschiedenen Aufgaben.

Dagegen dürfte eine aus rein wirtschaftlichen Gesichtspunkten zu errichtende schematische Verwaltungsstelle, wie sie zurzeit ins Auge gefasst wird, sehr bald ihre Unzulänglichkeit erweisen und ihren Zweck verfehlen. Eine solche Zentrale wäre gezwungen, eine gleichartige, nur von wirtschaftlichen Erwägungen diktierte Behandlung in allen Gebieten durchzufuhren, was die Erfüllung der politischen Aufgabe behindern und bei der rein bürokratischen Zusammenfassung vielleicht sogar verhindern dürfte.

Es erhebt sich daher die Frage, ob nicht aus rein zweckmässigen Gründen von vornherein beim Aufbau der militär-wirtschaftlichen Verwaltung die dargelegten Gesichtspunkte berücksichtigt werden sollten. In Anbetracht der ungeheuren Räume und der allein daraus erwachsenden Schwierigkeiten der Verwaltung sowie in Anbetracht der von den westeuropäischen völlig abweichenden Lebensverhältnisse, wie sie durch den Bolschewismus hervorgerufen worden sind, bedürfte die Gesamtfrage der UdSSR einer anderen Behandlung als sie bei den einzelnen Ländern Westeuropas zur Anwendung gebracht worden ist.

 

2.4.1941

 

Trial the Major War Criminals before the International Military Tribunal. Nuremberg 14 November 1945 – 1 October 1946. Vol. XXVI. Nuremberg, 1949. S. 547–554; Fall Barbarossa. Dokumente zur Vorbereitung der faschistischen Wehrmacht auf die Aggression gegen die Sowjetunion (1940/41). Berlin, 1970. S. 292–298.