Директива начальника штаба Верховного главнокомандования вермахта генерал-фельдмаршала В. Кейтеля об установлении оккупационного режима на подлежащей захвату территории СССР

13 марта 1941 г.

Государственный архив Российской Федерации

Ф. Р-7445. Оп. 2. Д. 141. Л. 115-122.

На немецком языке.

Опубл.: Преступные цели – преступные средства. Документы об оккупационной политике фашистской Германии на территории СССР (1941–1944 гг.). – М., 1985. – С. 20–24; Trial the Major War Criminals before the International Military Tribunal. Nuremberg 14 November 1945 – 1 October 1946. Vol. XXVI. Nuremberg, 1947. P. 53–58.

13 марта 1941 г. Директива начальника штаба Верховного главнокомандования вермахта генерал-фельдмаршала В. Кейтеля об установлении оккупационного режима на подлежащей захвату территории Советского Союза.
 

Ставка верховного главнокомандующего

Совершенно секретно
 

Инструкция об особых областях к директиве № 21
(План «Барбаросса»)
 

I. Район операции и исполнительная власть.

1. Не позднее чем за 4 недели до начала операций в Восточной Пруссии и в генерал-губернаторстве[1] вступают в силу все приказы и распоряжения по боевому обеспечению, изданные верховным главнокомандованием вооруженных сил для районов боевых действий вермахта. Предложение об этом своевременно должно быть внесено главнокомандованием сухопутных сил по согласовании с главнокомандованием военно-воздушных сил.

Включение Восточной Пруссии и генерал-губернаторства в район боевых действий сухопутных войск не предусмотрено. Но на основании неопубликованных распоряжений фюрера от 19 и 21 октября 1939 г. главнокомандующий сухопутными войсками имеет право проводить в жизнь все мероприятия, необходимые для выполнения военных задач и для обеспечения безопасности армии. Он может также передать эти полномочия командующим армиями и группами армий. Подобные мероприятия должны проводиться в жизнь раньше всех распоряжений, исходящих от гражданских властей.

2. Занимаемая в ходе военных действий русская территория должна быть, как только позволит обстановка, разделена, согласно специальным указаниям, на отдельные государства с самостоятельными правительствами.

Из этого следует:

а) По возможности ограничить глубину района боевых действий, который будет намечен, как только сухопутные войска перейдут имперскую границу и границы соседних с нею государств.

Главнокомандующий сухопутными войсками имеет право осуществлять свою власть на этой территории и уполномочивать на это командующих армиями и группами армий.

б) Для подготовки политического управления в районе боевых действий сухопутных войск рейхсфюрер СС получает специальное задание, которое вытекает из идеи борьбы двух диаметрально противоположных политических систем. В рамках этого задания рейхсфюрер действует самостоятельно и на свою ответственность. В остальном исполнительная власть главнокомандующего сухопутными войсками и подчиненных ему инстанций затронута не будет. Рейхсфюрер СС отвечает за то, чтобы выполнение его задач не нарушало хода боевых операций. Дальнейшие детали Главное командование сухопутных войск должно согласовать непосредственно с рейхсфюрером СС.

в) Как только район боевых действий достигнет достаточной глубины, он должен быть ограничен с тыла. На оккупированной территории, находящейся за районом боевых действий, будет организовано собственное политическое управление. Эта территория с учетом национальности ее народонаселения и в приблизительном соответствии с границами групп армий будет разделена вначале на области: Северную (Прибалтика), Центральную (Белоруссия) и Южную (Украина).

В этих областях политическое управление будет передано рейхскомиссарам, которые получают соответствующие инструкции от фюрера.

3. Для проведения всех военных мероприятий в областях, находящихся вне района боевых действий, будут назначены командующие вооруженными силами, подчиняющиеся непосредственно начальнику штаба верховного главнокомандования вооруженных сил. Командующий вооруженными силами является высшим представителем вооруженных сил в соответствующей области и осуществляет верховную военную власть. Перед ним стоят задачи командующего войсками территориального военного округа, и он пользуется правами командующего армией или командира корпуса.

В качестве такового он выполняет следующие задачи:

а) тесное сотрудничество с рейхскомиссаром, оказание последнему поддержки в решении его политических задач;

б) использование и охрана хозяйственных ресурсов страны для нужд немецкого хозяйства (см. пункт 4);

в) использование ресурсов страны для снабжения германских войск по требованию главного командования сухопутных сил;

г) вооруженная охрана всей территории, и прежде всего аэродромов, коммуникаций и складов, на случай восстания, саботажа или действий парашютных десантов противника;

д) регулирование движения по дорогам;

е) урегулирование вопросов расквартирования войск, полиции и размещения организаций и военнопленных, если они остаются на данной территории.

По отношению к гражданским учреждениям командующий имеет право требовать проведения мероприятий, необходимых для выполнения военных задач. Его распоряжения в этой области должны выполняться в первую очередь даже по сравнению с распоряжениями рейхскомиссара.

Служебные указания, приказ на организацию соответствующих инстанций и распоряжение о выделении необходимого количества войск последуют особо.

Время передачи власти командующим вооруженными силами будет отдано приказом, как только военное положение позволит изменить порядок подчиненности без ущерба для военных операций. До тех пор учреждения, созданные верховным главнокомандованием армии, должны действовать на тех же самых основаниях, которые установлены для командующих войсками.

4. Единое руководство хозяйственными инстанциями в районе боевых действий и на оккупированной территории фюрер поручил рейхсмаршалу, который возложил эту задачу на начальника управления военной экономики и промышленности штаба вооруженных сил. Особые распоряжения по этому вопросу будут изданы управлением военной экономики и промышленности.

5. Основные силы полиции будут подчинены рейхскомиссарам. Заявки на переподчинение полицейских частей в районе боевых действий должны быть заранее направлены главным командованием сухопутных войск в отдел обороны страны при верховном главнокомандовании вооруженных сил (штаб оперативного руководства).

6. Об отношении войск к населению и о задачах военного трибунала будут изданы особые распоряжения.
 

II. Транспорт, товарооборот и связь

7. К началу операции штабом оперативного руководства верховного главнокомандования вооруженных сил будут изданы особые указания, необходимые для проведения мероприятий по ограничению сообщения, товарооборота и связи с Россией.

8. С началом военных операций главнокомандующий сухопутными войсками закрывает советско-германскую границу (в последующем тыловую границу района боевых действий) для всякого невоинского пассажирского сообщения, товарооборота и почтово-телеграфной связи. Исключением являются полицейские органы, которые будут действовать по указанию рейхсфюрера СС с личного разрешения фюрера.

Размещением и снабжением этих органов ведает генерал-квартирмейстер главного командования сухопутных войск, который для этого может потребовать у рейхсфюрера СС выделения специальных офицеров связи.

Граница будет закрыта также для руководящих деятелей и уполномоченных высших имперских властей и учреждений партии. В соответствии с этим указанием штаб оперативного руководства оповестит все имперские власти и партийные учреждения. В исключительных случаях посещение этих районов может разрешаться только главнокомандующим сухопутными войсками или уполномоченными им учреждениями.

Помимо случаев, предусмотренных особыми правилами рейхсфюрера СС для полицейских органов, за разрешением на въезд следует обращаться исключительно к главнокомандующему сухопутными силами.
 

III. Указания для Румынии, Словакии, Венгрии и Финляндии

9. Верховное главнокомандование вооруженных сил, координируя свои действия с министерством иностранных дел, достигнет необходимого соглашения с этими государствами. Если в ходе операций возникнет необходимость расширения особых прав командующих немецкими войсками в этих странах, то последние должны обращаться по этому вопросу к верховному главнокомандованию вооруженных сил.

10. Разрешается применять полицейские меры, необходимые для обеспечения безопасности войск, не испрашивая на то особых полномочий.

Дальнейшие распоряжения по этому вопросу последуют позже.

11. Особые распоряжения по вопросам: доставки продовольствия и фуража, размещения войск и материальной части, закупки и отправки товаров, денежного обеспечения и выплаты содержания, возмещения убытков, почтово-телеграфной связи, железнодорожного сообщения и юрисдикции в этих странах – будут изданы позже.

Все требования воинских частей и инстанций, предъявляемые к правительствам этих стран, должны быть направлены в отдел обороны страны верховного главнокомандования вооруженных сил (штаб оперативного руководства) не позднее 27 марта 1941 г.
 

IV. Указания относительно Швеции

12. Так как Швеция может быть использована только для прохождения войск, никаких особых прав на этой территории для командующего немецкими войсками не предусмотрено. Но тем не менее он имеет право и обязан обеспечить охрану железных дорог от актов диверсий.

Начальник штаба верховного
главнокомандования вооруженных сил
Кейтель


[1] Генерал-губернаторством называлась захваченная Германией в 1939 г. часть Польши, не включенная непосредственно в состав третьего рейха (так называемые Люблинский, Радомский, Краковский и Варшавский дистрикты с населением около 12 млн человек) – Прим. док.

 

ГА РФ. Ф. Р-7445. Оп. 2. Д. 141. Л. 115–122. На немецком языке.

Опубл.: Преступные цели – преступные средства. Документы об оккупационной политике фашистской Германии на территории СССР (1941–1944 гг.). – М., 1985. – С. 20–24; Trial the Major War Criminals before the International Military Tribunal. Nuremberg 14 November 1945 – 1 October 1946. Vol. XXVI. Nuremberg, 1947. P. 53–58.